Стихотворный ритм я постоянно использую в своей работе в оркестре.
Упражнения по ритмодекламации, скороговорки, речевые игры со звучащими жестами – вот способы, которые очень помогают в развитии музыкально – ритмических способностей учащихся, в устранении дефектов речи, развитию артистических способностей.
Прошу прочитать стихотворение, а затем прохлопать и простучать его ритм на инструменте. Затем соединяю чтение стихотворения с игрой на инструменте.
Чаще всего понятие ритма связывается с особенностями чередования явлений во времени, но говорят и о «пространственном ритме».
Ритм, как всеобъемлющее понятие, по-видимому, характеризуется только одним весьма неопределенным признаком: временной или пространственный порядок предметов, явлений, процессов. Исходя из такого мало содержательного понятия, едва ли можно придти к психологическому анализу ритмического чувства.
Ритм есть некоторая определенная организация процесса во времени.
Но какая же именно?
1) ритмическим мы не назовем непрерывное движение или изменение, протекающее совершенно равномерно, как струя вытекающей жидкости;
2) мы не назовем ритмическим и прерывистый ряд, состоящий из совершенно одинаковых раздражений, разделенных одинаковыми промежутками времени.
Равномерно падающие капли воды еще не образуют ритма. Стук метронома сам по себе еще не является ритмичным.
Ритмическое движение может включать периодическое повторение, однако периодическое повторение само по себе еще не создает ритма.
Обязательным условием ритмической группировки, а, следовательно, и ритма вообще является наличие акцентов, т.е. более сильных или выделяющихся в каком-либо другом отношении раздражений.
Без акцентов нет ритма.
Эта мысль неоднократно высказывалась в психологической литературе, и не раз давались экспериментальные доказательства ее.
Вот пример формулировки тех результатов, к которым пришёл Мак-Дугал-автор исследований, посвященных психологии ритма:
«Элементарным условием феномена ритма является периодическая акцентуация в слуховой последовательности, протекающей при специфических временных отношениях».
Слушая стук метронома, большинство людей совершенно непроизвольно воспринимает его как последовательность двух- или трехдольных тактов, как раз-два, раз-два и т.д. или раз-два-три, раз-два-три и т.д., то есть разделяет последовательность одинаковых звуков на группы, выделяя отдельные звуки как более громкие, акцентируя их.
Также на уроках оркестра мы учимся выделять сильные доли. Экспериментальные исследования показывают, что, как только произошло такого рода «субъективное ритмизирование» возникает совершенно своеобразное «переживание ритма». Это явление имеет место, если скорость ударов метронома не выходит за определенные пределы, если она не слишком мала и не слишком велика.
Но фактически дело обстоит так, что в период первоначального развития чувства ритма, т.е. в период, оказывающий иногда решающее влияние на всю «ритмическую будущность» ученика, последний имеет дело почти исключительно с медленными ритмами.
В музыкальной педагогике очень распространено убеждение в том, что чувство ритма мало поддается воспитанию. Большинство педагогов склонно в этом отношении проводить различие между музыкальным слухом и чувством ритма, считая, что последнее развивается гораздо труднее, чем музыкальный слух. Это широко распространенное мнение нашло отражение в книге Баренбойма, где написано: «В то время, как развитие чувства музыкального ритма, как показали и психологические опыты, и педагогическая практика, чрезвычайно ограничено в своих пределах, музыкальный слух поддается почти безграничному совершенствованию».
Экспериментально-психологическая литература не дает оснований для такого утверждения. По вопросу о развитии музыкально-ритмического чувства мы не располагаем прямым экспериментальным материалом: что же касается внемузыкального ритма, то экспериментальные данные не дают никаких поводов сомневаться в воспитуемости ритмического чувства.
Чувство ритма воспитуемо и развиваемо могу я сказать с уверенностью, основываясь на своём опыте. После года занятий в оркестре шумовых и ударных инструментов, почти все учащиеся показали хорошие результаты и достижения – выучили длительности нот, их дробление, отличали сильную долю от слабой, могли воспроизвести сложный ритмический рисунок.
Прочие статьи:
Повышение уровня речевой культуры учителя как необходимое условие и важнейшее
направление успешной работы по преодолению вербальной агрессии школьников
Основными концептуальными идеями данного направления коррекционно-профилактической работы являются, на наш взгляд, следующие: 1. Речь педагога (учителя, воспитателя, родителей в роли педагогов и воспитателей) является важнейшим фактором формирования речевой личности ребенка, служит для него подража ...
Процесс развития ребенка
Есть 2 точки зрения на процесс раз-я реб-ка в целом. Согласно одной –процесс непрерывен, согл-но др.-дискретен. 1ая допускает, что раз-ие идет не останавливаясь, не ускоряясь и не замедлясь, поэтому к-л чётких границ, отдел-х один этап раз-ия от др-го, несущ-ет. Согл-но 2ой точке зр. раз-ие идёт не ...
Дидактические игры
Одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету, наряду с другими методами и приемами, используемыми на уроках, - дидактическая игра. Еще К.Д. Ушинский советовал включать элементы занимательности, игровые моменты в учебный труд учащихся для того, чтобы процесс познания был более п ...