Развитие музыкально-ритмических способностей учащихся на уроке "Оркестр шумовых и ударных инструментов"

Статьи об образовании » Развитие музыкально-ритмических способностей учащихся на уроке "Оркестр шумовых и ударных инструментов"

«Музыка – не простое развлечение и не добавление, «гарнир» к жизни, которым можно пользоваться по своему усмотрению,

а важная часть самой жизни, жизни в целом и жизни каждого отдельного человека, в том числе каждого школьника.

Музыка – это сама жизнь».

Д.Б. Кабалевский.

История вопроса: Музыка даёт ни с чем не сравнимую возможность для развития духовной сферы человека, его творческого потенциала, особенно в детском возрасте, так как в это время организм наиболее восприимчив ко всему новому.

Музыкальное развитие даёт возможность наиболее полно раскрыть все внутренние психологические качества учащихся (мышление, воображение, память, волю и др.), воспитать эмоционально-чувственную сферу психики ребёнка (тонкость, чуткость, умение через музыкальное искусство познавать глубину душевных переживаний), и, что самое главное – это постоянная возможность самореализации.

Слушание музыки, пение, движение под музыку, игра на музыкальных инструментах — вот те средства музыкально-эстетического воспитания, которые я использую в работе с детьми.

«Влияние музыки на детей благодатно, и чем ранее начнут они испытывать его на себе, тем лучше для них…» - писал В.Г. Белинский.

Воспитательное значение детского творчества оценивается достаточно высоко. Так, Б.Л. Яворский считал, что воспитательная ценность музыкального творчества ребёнка проявляется в первую очередь в самом процессе, ибо он позволяет учителю наблюдать за ходом музыкальной мысли ребёнка.

По определению методики Б.Л. Яворского, развитию творческих способностей свойственны определенные этапы:

1. накопление впечатлений

2. спонтанное выражение творческого начала в зрительных, сенсорно – моторных, речевых направлениях

3. двигательные, речевые, музыкальные импровизации

4. создание собственных композиций, являющихся отражением какого-нибудь художественного впечатления: литературного, музыкального, изобразительного

5. музыкальное творчество – написание пьес, песен.

Б. Теплов утверждал, что ведущее звено, «ядро» музыкальных способностей – это представление о звуковысотных и ритмических соотношениях звуков, как основных носителей музыкального смысла. Эти представления развиваются в процессе обучения с такими психическими свойствами, как эмоциональная восприимчивость и отзывчивость на музыку, музыкальная память, внимание, воображение.

Б. Теплов обращал внимание на важность творчества в период начального обучения, когда закладываются основы отношения к искусству.

Б. Асафьев писал, что творчество способствует более глубокому освоению материала и развитию музыкальности детей.

Согласно мнению Н.Ветлугиной, творчество является важным условием и средством развития способности образного видения мира.

Методика К.Орфа построена на обучении музицированию – игре на музыкальном инструменте, речевых упражнениях, сочетания музыки с танцем. Элементарное музицирование, по мнению К.Орфа, является той формой обучения, которая позволяет играть многопланово: Играть на инструментах и играть с элементами музыки: ритмом, тембром, динамикой, фактурой и т.д., играть друг с другом, разыгрывая сюжеты песен, и играть вместе, создавая ту неповторимую атмосферу общения, в которой всем комфортно и радостно.

Многие педагоги и музыканты (Б. Асафьев, Б. Яворский, Н. Ветлугина, К.Орф) подчёркивали значение активных форм музыкальной деятельности и детского оркестра как основы элементарного музицирования и развития музыкальности детей.

Музицирование предполагает желание детей «общаться» с музыкой, петь и играть в ансамбле, получая от этого эмоциональное удовольствие.

Оркестр детских шумовых и ударных инструментов является действенным средством развития музыкального восприятия и слуха, музыкально-ритмических способностей, памяти. Создание таких оркестров - это замечательное средство развития метроритмического слуха у ребёнка. Наличие оркестра детских шумовых и ударных инструментов расширяет сферу музыкальной деятельности школьника и повышает его интерес к музыке.

«Шумовой оркестр – это игра, где есть место фантазии, возможны различные варианты оркестровки, замены и обмены ролями, а не исполнение раз и навсегда одной-единственной выученной версии.

Главные принципы системы – деятельность и творчество помогают превратить урок в увлекательную музыкально – эстетическую игру».

Карл Орф.

Цель исследования: наиболее полно раскрыть содержание предмета «Оркестр детских шумовых и ударных инструментов» и определить структуру развития музыкально – ритмических и творческих способностей учащихся.

Объект исследования: процесс развития музыкально-ритмических способностей, его влияние на творческий потенциал учащихся.

Предмет исследования: теория и методика, способы игры на шумовых и ударных инструментах в процессе учёбы и творческих занятий.

Задачи:

-развитие индивидуальных способностей детей, их творческого мышления и ассоциативной фантазии

-дать возможность и шанс каждому ребёнку выразить себя, показать своё отношение к музыке в различных движениях, жестах, игре на музыкальных инструментах

-воспитание с помощью музыки духовно-богатой, творческой, всесторонне-развитой личности

-обучение детей совместному музицированию, умению слышать не только себя, но и других участников оркестра

Актуальность своей работы считаю в том, что занятия в оркестре шумовых и ударных инструментов и развитие музыкально-ритмических способностей способствует общему развитию; умственных способностей, психических процессов - мышления, памяти, внимания, слухового восприятия, ассоциативной фантазии, развития мелкой моторики, двигательной реакции, что очень важно для детей младшего школьного возраста.

Уроки оркестра детских шумовых и ударных инструментов во многом помогают решить эту проблему. Наличие оркестра расширяет сферу музыкальной деятельности школьника и повышает его интерес к музыке.

Это способствует совершенствованию и развитию музыкальных и творческих способностей ребёнка.

Шум — беспорядочные непериодические колебания звучащего тела.

В отличие от музыкальных звуков, шум не имеет точно определенной высоты.

К шумовым звукам относятся треск, дребезжание, скрип, шелест и т. д.

В музыке используются шумовые инструменты, шумы также применяются в некоторых произведениях современной музыки, хотя формалистическое злоупотребление ими производит антиэстетическое впечатление.

Орке́стр (от греч. ορχήστρα) — многочисленный инструментальный ансамбль, то есть коллектив музыкантов, играющих на музыкальных инструментах и совместно исполняющих музыкальное произведение.

Шумовой оркестр - оркестр, в состав которого входят, главным образом, шумовые инструменты, а также инструменты с резким тембром звука (свистки).

Шумовые оркестровые инструменты - устройства для получения шумов, которые создают определенный ритмический и тембровый колорит.

К шумовым оркестровым инструментам относятся ударные инструменты с неопределенной высотой звука: барабаны, гонг, тамтам, тарелки, бубен, треугольник, кастаньеты и т. д.

Музыка обладает разнообразными возможностями воздействия как на взрослых, так и на детей.

Основными задачами музыкального воспитания можно считать:

развитие музыкальных и творческих способностей (с учётом возможностей каждого) посредством различных видов музыкальной деятельности; формирование музыкальной культуры, способствование формированию общей духовной культуры.

Художественный образ любого произведения передаётся целым комплексом средств выразительности: звуковысотностью, ритмической организацией, ладовыми соотношениями, тембрами и т.д.

Музыка для ребёнка начинается с движения, с ритмической организации человеческого тела (маршировать, танцевать, отстукивать ритм музыки).


Прочие статьи:

Многозначные числа в обучении математике младших школьников
Нумерация многозначных чисел и действия над ними выделяются в особый концентр потому, что нумерация чисел за пределами 1 000 имеет свои особенности: многозначные числа образуются, называются, записываются с опорой не только на понятие разряда, но и на понятие класса. Необходимо раскрыть это важнейш ...

Анализ временного государственного стандарта, школьных программ и учебныхпособий по теме: “Социально-экономическоеположение Ингушетии XVII - первой половины XVIII вв”
Анализ временного государственного стандарта выявил, что он уделяет небольшое внимание вопросам развития и истории Ингушетии. В разделе “История нового времени. Россия и мир” отмечается лишь изучение темы: “Россия - многонациональная империя. Народы России в XVII - XVIII вв.” (условия жизни, обычаи ...

Причины и последствия проявления речевой агрессии
Рассматривая вопрос о том, почему возникает речевая агрессия и каковы ее последствия, необходимо различать понятия речевой агрессии как феномен того или иного общества в целом и как конкретные его проявления в определенной ситуации общения. В первом случае, вероятно, следует говорить о причинах вер ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru