На основании теоретического анализа и синтеза мы пришли к выводу, что использование метода проблемного обучения при изучении математики в начальной школе способствует развитию познавательной деятельности младшего школьника и проявляется в активизации этой деятельности.
Для подтверждения или опровержения этого вывода был использован метод наблюдения. Цель наблюдения: проследить изменение познавательной активности учащихся в зависимости от выбора метода изложения материала.
Данная цель реализовалась через следующие задачи:
описание условий, в которых протекает познавательная деятельность;
описание познавательной деятельности учащихся на основе показателей активности учащихся в учебной деятельности;
установление причинно – следственных связей и отношений между познавательной деятельностью и условиями ее протекания (выбор метода).
Наблюдение было организовано на уроках математики в 3 классе.
Для организации наблюдения были определены следующие показатели активности учащихся на уроке: поднимают руку на уроке, чтобы ответить на вопрос учителя; внимательно слушают; тщательно выполняют задания; задают вопросы; самостоятельно выполняют работу.
На основе данных показателей был разработан протокол как форма фиксации наблюдения.
Условия: выбор метода |
Метод проблемного обучения |
Объяснительно – иллюстративный метод | ||||||||
Тема урока | ||||||||||
Поднимают руку | ||||||||||
Внимательно слушают | ||||||||||
Тщательно выполняют задание | ||||||||||
Задают вопросы | ||||||||||
Самостоятельно выполняют работу | ||||||||||
Всего |
Каждое проявление фиксируется как 1 балл.
Далее было проанализировано содержание учебного материала по математике в 3 классе и разработана серия уроков с использованием проблемного метода изложения материала и объяснительно – иллюстративного метода.
Затем было организовано неоднократное наблюдение за активностью познавательной деятельности учащихся на этих уроках. Результаты заносились в протокол.
Прочие статьи:
Экспериментальное изучение употребления сложных предложений учащимися 3
класса с ОНР
Экспериментальное исследование было проведено на базе школы 8 типа № 30 г. Минска. Цель экспериментального исследования – выявление особенностей употребления сложных предложений учащимися 3 класса с ОНР. В качестве испытуемых выступили 30 учеников 3 класса. Диагноз школьников – ОНР 3 уровня. Исслед ...
Состояние грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста с
общим недоразвитием речи III уровня
Проанализировав научно-педагогическую литературу по проблеме развития грамматического строя речи, мы поставили целью эксперимента– выявить особенности нарушения грамматического строя речи, а в частности словообразования и словоизменения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием ре ...
Методика Н.А. Власовой и Е.Ф. Рау
Авторы первой отечественной методики логопедической работы с заикающимися детьми преддошкольного и дошкольного возраста - Н.А. Власова и Е.Ф. Рау построили нарастание усложнений речевых упражнении в зависимости от разной степени речевой самостоятельности детей. Отсюда и рекомендованная ими последов ...