Анализ результатов показал, что количество проявлений активности познавательной деятельности больше на уроках, где использовалось проблемное обучение.
Следовательно, использование метода проблемного обучения при изучении математике в начальной школе способствует развитию познавательной деятельности младшего школьника и проявляется в активизации этой деятельности.
2.1 Фрагмент урока
Фрагмент урока на тему: Периметр многоугольника.3 класс.
Этап |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
1. Актуализация знаний способов и действий. |
Покажите границы многоугольника, квадрата, многоугольника. Какую фигуру образует пол вашего класса? |
Прямоугольник. |
2. Постановка проблемной ситуации |
Летом нужно отремонтировать класс; сменить линолиум. Его нужно прибить реечками. Они будут вдоль стен. Перед нами стоит непростая задача и проблема: Какова длина всех реечек или как вычислить длину прямоугольника? Р=? |
Р=a+a+b+b P=a х 2+b х 2 |
3. Решение проблемы |
Приступим к разбору проблемы. Ширина пола будет 6м, а длина - 8м. |
6+8+6+8=28 6+6+8+8=28 6х2+2х8=28 Чтобы узнать длину всех сторон прямоугольника, нужно сложить длины всех сторон, т.е. найти периметр. |
4. Рефлексивно– оценочный этап |
Как находится «Р» многоульника? Какие выводы сделаем сами. |
Анализируют работу по решению проблемы. |
Познавательная деятельность - это система определенных действий и входящих в них знаний, направленная на получение новых знаний и способов деятельности. Это означает, что познавательную деятельность следует формировать в строго определенном порядке, считаясь с мотивом и содержанием слагающих ее действий.
Технология проблемного обучения решает эту задачу, через системуметодов методов и приемов обучения. Выделяются следующие этапы реализации технологии проблемного обучения:
Этапы |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1. Мотивация учебной деятельности. |
Обоснование значимости темы постановка интериоризирующей цели урока. |
Восприятие и осознание поставленной цели. |
2. Актуализация знаний учащихся и способов действий предыдущей работы. |
Организация деятельности учащихся по повторению вопросов, изученных в предыдущей теме. Оценивание результатов деятельности учащихся. |
Актуализация знаний по предлагаемым вопросам и заданиям учителя, повторение, систематизация, логическое изложение материала предыдущей темы. |
3. Создание проблемной ситуации (проблемный вопрос, проблемное задание). |
Предъявление учащимся необходимой учебной информации, постановка проблемы, планирование шагов решения (раскрытие пути решения проблемы) |
Восприятие или осмысление учебной информации, осознание проблемы, планирование шагов решения проблемы в сотрудничестве с учителем. |
4. Решение проблемы. |
Организация самостоятельной деятельности учащихся по решению проблемы, руководство деятельностью, контроль за поиском решения, организация дискуссии по итогам самостоятельной работы. |
Самостоятельное решение проблемы индивидуально, в группе, фронтально, самоконтроль, самооценка результатов деятельности. |
5. Рефлексивно оценочный этап. |
Формулировка выводов по учебному занятию, оценка степени решения проблемы. Анализ деятельности учащихся по решению проблемы. |
Восприятие, оценка и анализ собственной деятельности по решению проблемы. |
6. Определение проблемного домашнего задания. |
Предъявление задания. |
Восприятие. |
Прочие статьи:
Анализ
результатов анкетирования
Как показало анкетирование, большинство родителей проводят с больными детьми все свое свободное время (75% родителей). 16,6% родителей хотели бы проводить с ребенком больше времени, но не имеют такой возможности. 8,3% родителей (1 чел) доверяет воспитание ребенка няне, т.к. не может проводить с ним ...
Профессионально обусловленные требования к личности педагога
педагогическая деятельность умение обучение воспитание Совокупность профессионально обусловленных требований к учителю определяется как профессиональная готовность к педагогической деятельности. В ее составе правомерно выделить, с одной стороны, психологическую, психофизиологическую и физическую го ...
Выяснение состава наименования и толкование значения его компонентов
В составном наименовании выделяются стержневое слово и поясняющие его слова. Учащиеся должны знать, на что могут указывать поясняющие слова составного наименования. Именем существительным в родительном падеже обычно указывается уровень употребления термина, например: часть слова, часть речи (мор ...