В процессе игры на детских музыкальных инструментах ярко проявляются индивидуальные способности каждого ребенка.
Моя практика по работе в оркестре показывает, что вводить в группу сразу все инструменты нецелесообразно: дети не могут сосредоточиться ни на одном из них. Знакомлю с инструментами постепенно, чтобы каждый ребенок мог внимательно рассмотреть его, привыкнуть к обращению с ним, к извлечению соответствующего звука, а также познакомиться с тембром звука, который характерен данному инструменту.
Когда ребенок в достаточной степени познакомится с одним инструментом, внимание его целесообразно сосредоточить на том, что на каждом инструменте можно извлекать различные по силе звуки.
Например, беру барабан или бубен, у детей в руках флажки. В зависимости от силы звучания инструмента дети меняют положение флажков (вверх, вниз). Затем барабан или бубен передается кому-либо из детей и ему предлагается проделать то же. Таким образом ребенок приучается извлекать из инструмента сильные и слабые звуки, учится различать сильные и слабые доли.
Следует фиксировать внимание детей и на высоте звуков. Так, треугольники, колокольчики, маленькие бубенчики издают высокие звуки, а кастаньеты, большие бубенчики, бубен, погремушки — средние по высоте звуки и, наконец, барабан издает низкий звук. Знакомство с высотой звука провожу примерно таким образом: детям раздаю колокольчики и бубенчики. Колокольчики откликаются на музыку, исполняемую в высоком регистре, бубенчики — в среднем.
После того как дети познакомятся с двумя-тремя видами контрастно звучащих инструментов, начнут разбираться в характере их звучания, ввожу сразу два-три таких инструмента, чтобы дети могли сравнить характер их звучания. Например, даю барабан и колокольчик и исполняею пьесу на фортепиано. При игре в верхнем регистре играют дети, получившие колокольчики, а при игре в низком — барабанщики.
Далее обращаю внимание детей на протяжные и отрывистые звуки (legato, staccato), издаваемые инструментами. Треугольники и тарелки издают протяжные звуки, а кастаньеты, погремушки, барабан — отрывистые.
При введении тарелок объясняю ученикам, что они употребляются главным образом для усиления звука, почти всегда на акцентированных частях мелодии. Если к ударениям-акцентам ребенок подведен при разучивании движений (в играх, танцах), то введение тарелок и правильное пользование ими не представит для них никаких затруднений.
Инструменты, одинаковые по высоте звучания, например треугольники (колокольчики, бубенчики), ввожу в игры детей, чтобы детское ухо приспособлялось к улавливанию звуков различной силы и высоты и к сравнению их между собой.
Считаю, что при первоначальном знакомстве с любым инструментом, целесообразно познакомить детей с внешним видом инструмента, основными приёмами игры, строением (конструкцией инструмента).
В характере звучания каждого музыкального инструмента можно найти аналогию с каким-либо явлением природы - голосами птиц, животных, речью человека. Металлофон хорошо передаёт звуки падающих капелек дождя, на барабане палочки выбивают дробь, словно гром гремит, треугольник – это звон колокола. Все эти аналогии привожу учащимся при знакомстве с выразительными возможностями каждого инструмента. При этом фиксирую внимание на высоте звука каждого инструмента.
Прочие статьи:
Характеристика адаптации к дошкольному учреждению детей
Цель: определить особенности привыкания детей к условиям дошкольного образовательного учреждения; определить группу адаптации. Организация исследования: работа проводилась на базе МДОУ “ЦРР – детский сад № 221” в 1 мл.гр. Педагогический процесс организуется в соответствии с программой Т.Н.Дороновой ...
Теоретическое обоснование проблемы организации культурно-досуговой
деятельности на уроке иностранного языка через диалог
Диалог сам по себе представляет сложный материал, далеко не ограничивающийся каким-то одним аспектом. Об этом свидетельствует огромное количество исследовательских работ в этой области. Сам диалог представляет собой своего рода воплощение языка в конкретных и специфических средствах. Это особая фор ...
Содержание деятельности учителя по формированию устойчивого навыка соблюдения
речевых норм учащимися 5-6 классов основной общеобразовательной школы
Формированию у учащихся устойчивого навыка соблюдения речевых, в том числе и лексических норм, конечно, непосредственно способствует прежде всего учитель. Поэтому совершенствование качества подготовки школьных учителей русского языка, связанное с необходимостью научить учащихся правильно пользовать ...