содействует развитию способности ребёнка осознавать своё «Я» в связях с другими людьми и миром, осмысливать свои действия, предвидеть их последствия для других людей и своей судьбы, производить осмысленный выбор жизненных решений. Принцип субъектности исключает жёсткий приказ в адрес детей и предполагает совместное с ребёнком принятие решения. Третий принцип воспитания вытекает из попытки согласовать социальные нормы, правила жизни и автономность неповторимой личности каждого ребёнка.
Это принцип гласит – принятие ребёнка как данности, признание за ребёнком права на существование его таким, каков он есть, уважение его истории жизни, которая сформировала его на данный момент именно таким, признание ценности его личности.
В различных педагогических концепциях цель воспитания трактуется в зависимости от сознательно-философской позиции авторов.
Современная отечественная педагогика предполагает наличие как идеальной (отражает соответствие идеалу воспитания, под которым понимается всесторонне развитая гармоническая личность), так и реальной цели воспитания. Идеальной цель воспитания является ориентиром на возможности человека и помогает сформулировать задачи воспитания в разных направлениях многогранной личности. Реальные цели воспитания в отличие от идеальных не являются раз и навсегда заданными. Они изменяются и имеют исторический характер. Сформулированная обществом реальная цель воспитания носит объективный характер.
Цели воспитания могут носить и субъективный характер. Как правило, это происходит в том случае, когда конкретная семья формулирует для себя, каким они хотят вырастить своего ребёнка. Такая цель может совпадать с реальной объективной целью, а может и вступать с нею в противоречие.
Сегодня главная цель учебно-воспитательных учреждений - способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности, всемерно раскрывать её творческие возможности, формировать гуманистические отношения, обеспечивать разнообразные условия для расцвета индивидуальности ребёнка с учётом его возрастных особенностей. Установка на развитие личности придаёт «человеческое измерение» таким целям, как выработка у воспитанников сознанной гражданской позиции, готовности к жизни, труду и социальному творчеству, участию в демократическом самоуправлении и ответственности за судьбу страны и цивилизации.
Цель воспитания как система распадается на составные части – общие и конкретные задачи.
Традиционно в отечественной педагогике цель воспитания включает следующие задачи: умственное, физическое, трудовое и политехническое, нравственное, эстетическое и эмоциональное воспитание.
Современная жизнь и развитие общества выдвинули в качестве важных отдельных задач экономическое, экологическое, правовое
воспитание детей.
Выделенные задачи настолько обширны, что составляют отдельные пласты педагогической теории и практики.
Рассмотрим эти задачи:
· Умственное воспитание
направлено на развитие интеллекта, познавательных возможностей, склонностей и даровании воспитанника. Его главная задача - вооружить ребёнка системой знаний основ наук. В результате их усвоения должны быть сформированы основы мировоззрения.
· Физическое воспитание
– неотъемлемая составная часть почти всех воспитательных систем. Задачами физического воспитания являются укрепление здоровья, правильное физическое развитие; повышение умственной и физической работоспособности; развитие стремления быть здоровым, бодрым, доставлять радость себе и окружающим.
· Трудовое воспитание и политехническое образование.
Трудовое начало воспитания – важный, проверенный веками принцип формирования всесторонне и гармонически развитой личности. Труд в процессе воспитания выступает и как ведущий фактор развития личности, и как способ творческого освоения мира, обретения опыта посильной трудовой деятельности в различных сферах, и как неотъемлемый компонент общего образования. Основная задача трудового воспитания – приобретение воспитанниками знаний о предметах, средствах и процессах труда, общетрудовых и специальных умений и навыков, необходимых для выполнения производительного труда.
Прочие статьи:
Сравнительный анализ учебников начальных классов
альтернативных систем обучения
Примеры иллюстрируются из учебника: Петерсон Л.Г. "Математика", 4 класс (1-4), часть 2 и Моро, что соответствует 4 классу (1-4). Основное внимание уделяется многозначным числам, который проводится либо в виде диалога учителя с учениками, либо в виде самостоятельного рассуждения ученика. Б ...
Использование различных видов дидактических игр в развитии активного словаря
старших дошкольников
В зависимости от материала дидактические игры можно разделить на три вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом и пр.), настольные печатные игры и словесные игры. Следует отметить, что все эти игры можно успешно использовать для активизации словаря дошкольников. Игры с предметами наиб ...
Дидактические условия осуществления мотивации учащихся
Стратегическая задача реформы казахстанского образования видится в развитии новой национальной модели, направленной на формирование творческой личности. В концепции развития образования Республики Казахстан на период до 2015 года выделяются факторы, сдерживающие развитие образования: нет компетентн ...