Подбор и составление примеров.
Понимание правила обычно проверяется самостоятельным подбором или составлением иллюстративного материала.
Однако составление примеров не всегда может свидетельствовать о хорошем осмыслении структуры правила, его условий и нормы. Нередко пример составляется или подбирается по данному образцу, безосмысления условий нормы.
Теоретический уровень этого вида работы и степень осознания правила могут быть разными: от составления примера по образцу (пример учебника — свой пример) до составления примера по заданным условиям: вычленение условий, составление по этим признакам предложения, проверка наличия заданных условий в придуманном предложении (условия правила — пример — подтверждение условий правилами).
В последнем варианте составление и подбор примеров являются продолжением работы над осмыслением правила, его структуры. Анализ условий в правиле здесь связывается с умением построить предложение, соответствующее условиям пунктуационной нормы, и с нахождением этих условий в составленном примере. Анализ правила может сопровождаться экспериментированием: изменение в задании сочетания условий приведет к изменениям в структуре предложения или к составлению нового, например: «Придумайте предложение с тремя однородными членами, соединенными бессоюзно. Как можно показать, что перечисление закончено?»
Задания по составлению примеров могут быть следующие:
1. Подбор примеров с учетом полного и неполного состава условий действия правил. Например:
Составить предложение, в котором при наличии именного сказуемого и нулевой связки тире не ставится: Осенняя ночь темна', Озеро что зеркало; В полном разгаре страда деревенская (Н. Некрасов) и др.
Составить предложение, в котором, несмотря на то, что именная часть составного сказуемого выражена существительным в именительном падеже, тире не ставится: Прямая есть кратчайшее расстояние между двумя точками.
2. Составление предложений по действию одного и того же условия. Например:
Составить предложение с нераспространенным определением.
Составить предложение, в котором распространенное определение стоит после определяемого слова.
Составить предложение, в котором распространенное определение не обособляется.
Возможен и такой вид работы, когда предложение перестраивается по указанию учителя. Например:
Придумайте двусоставное нераспространенное предложение. (Сирень цветет.) Распространите это предложение определением с зависимыми словами и поставьте его после определяемого слова. (Сирень, посаженная в прошлом году, цветет.) Перестройте это предложение, изменив место определения по отношению к определяемому слову. (Посаженная в прошлом году сирень цветет.)
Все упражнения даны на обособление определений с учетом их состава. Цель подобных заданий — отработать влияние на обособление определений именно этого условия в разных сочетаниях с другими условиями.
Последовательность видов работ над правилом определяется особенностями изучаемого материала, системой его подачи в учебнике, сведениями, полученными учащимися в предшествующих классах, подготовкой учащихся.
Прочие статьи:
Основные подходы к разработке рабочей тетради как одного из средств обучения
Рабочие тетради давно известны учителям и учащимся. Эти пособия периодически разрабатывались по отдельным учебным предметам, эпизодически использовались на занятиях, а затем на долгие годы исчезали. Их достоинства неоспоримы: системный подбор постепенно усложняющихся заданий; экономия времени учени ...
Общая характеристика младшего
школьного возраста
Младший школьный возраст – 7-11 лет. Ведущая деятельность в этом возрасте – учение. Новообразованиями возраста являются произвольность психических явлений, внутренний план действия, рефлексия. «Младший школьный возраст – период впитывания, накопления знаний, период усвоения по преимуществу. Успешно ...
Организация эмпирического исследования и методики исследования
Экспериментальная работа проведена в следующей последовательности. На первом этапе исследования произведен теоретический анализ проблемы экспериментальной деятельности в экологическом образовании дошкольников. Проблема экологического образования представлена в работах А.Н. Захлебного, И.Д. Зверева, ...