Почему в правилах указано, что знаки препинания при однородных придаточных ставятся так же, как и при однородных членах?
Ответ на этот вопрос потребует развернутого суждения по определенному плану (грамматические признаки однородности, одна и та же связь, выражаемая употреблением одних и тех же союзов; сопоставление пунктуационных правил: случаи неразделения однородных членов и однородных придаточных предложений запятой, случаи употребления разделяющих знаков).
Возможны вопросы по обоснованию самой нормы. Например. На что указывает тире между главными членами? (Этим знаком фиксируется нулевая связка.) Чем оправдывается выделение вводных слов и словосочетаний запятыми?
Мотивирование отдельных положений правил — это продолжение работы над осмыслением нормы и условий ее действия, содержания правила и его структуры.
Сопоставление правил.
Одна и та же конструкция может подчиняться нескольким правилам, а конструкции, близкие по своему построению, регулируются одним и тем же пунктуационным правилом. Поэтому во многих случаях полезно сопоставление пунктуационных правил, цель которого — пунктуационные обобщения.
Сопоставление правил, которыми регулируется постановка знаков препинания в одноименных синтаксических единицах, позволит установить общие условия действия нормы, по-разному сочетающиеся в отдельных правилах (например, при обособленных определениях), повысит осознанность правил и облегчит их применение учащимися.
Целесообразны сопоставления по норме и ее вариантам там, где конструкция обслуживается несколькими правилами. В школе такие сопоставления чаще всего проводятся путем постановки вопросов. Например. Когда ставится тире при однородных членах с обобщающими словами? Когда ставится двоеточие между однородными членами и обобщающими словами?
Однако для сопоставления правил можно поставить вопросы и по-другому. Например. Чем вызвана необходимость отделения однородных членов от обобщающих слов? Какие для этого используются знаки препинания? Чем определяется выбор двоеточия и тире? В каком положении могут находиться однородные члены по отношению к обобщающим словам? Расскажите о постановке тире и двоеточия при однородных членах с обобщающими словами. Как видим, предложенные вопросы существенно отличаются от первых: анализ идет не от знака, по которому показываются условия, а от условий, которыми определяется употребление знака. Казалось бы, различие небольшое, но очень существенное: в первом случае анализ сводится к работе памяти — воспроизведению правил, во втором — к активизации мыслительного процесса; в первом случае правила представляются и усваиваются как конгломерат их, во втором — сопоставление условий, по которым дифференцируется норма или ее варианты, позволяет не только понять правила и их структуру, но и осмыслить их в системе.
Интересны и целесообразны сопоставления одних и тех же или сходных правил, которыми обслуживаются разные построения, имеющие общее в своей структуре, например правил, которыми регулируется постановка запятой между членами и частями предложения, находящимися в сочинительной связи. Цель подобных сопоставлений — синтаксические и пунктуационные обобщения.
Различаются одновременное и последовательное сопоставления. В первом случае сопоставление проводится в процессе одновременного изучения новых тем (сопоставляемые материалы изучаются впервые), во втором случае сопоставляются материалы, первоначальное, изучение которых во времени не совпадает (ранее изученный материал сопоставляется с вновь изучаемым). Оба вида правомерны. В школьной практике чаще используется последовательное сопоставление. Оно дает более устойчивые результаты.
Прочие статьи:
Современная ситуация в области профориентационной работы
В настоящее время, среди требований, предъявляемых к школьной системе, обострилось требование формирования навыков поведения в современной динамичной и конкурентной среде, где требуется принятие и реализация самостоятельных решений. По данным собственных исследований А.Г. Каспаржак говорит, что вып ...
Учет психологических особенностей детей младшего школьного возраста при
обучении иностранному языку
Младший школьный возраст является возрастом относительно спокойного и равномерного развития, во время которого происходит функциональное совершенствование мозга - развитие аналитико-синтетической функции его коры. Как известно, каждый возрастной период характеризуется своим типом ведущей деятельнос ...
Процесс обучения немецкому языку в начальной школе и его особенности
Урок является основной организационной формой обучения иностранному языку учащихся в начальной школе, наименьшей единицей процесса обучения; это законченная ограниченная во времени часть учебного процесса, в ходе которого решаются образовательные, воспитательные и развивающие задачи; это систематич ...