При подготовке к педагогической импровизации следует исходить из ее сущности и основ. Педагогическая импровизация, несмотря на спонтанность и сиюминутность, всегда включает педагогическое озарение, публичное воплощение, осмысление и имеет определенный результат, иногда отложенный во времени. В ее основе находятся: https://www.yakonastore.ru женские пуловеры джемперы: стильный женский джемпер купить.
· богатые общекультурные знания и хорошая профессиональная подготовка учителя;
· развитая творческая доминанта и коммуникативные умения учителя (включая актерские и режиссерские умения);
· специальные теоретические знания об импровизации;
· навыки и умения педагогической импровизации.
Мы убедились в низком уровне знаний студентов о сущности и механизме педагогической импровизации, а также обнаружили несформированность у них профессиональной интуиции.
Педагогическая интуиция является критерием профессионализма учителя, обусловливает его способность к педагогической импровизации, индивидуализации обучения, однако еще мало изучена в связи со сложностью ее природы. Педагогическая интуиция – профессиональное качество учителя, позволяющее быстро оценить ситуацию и принять педагогическое решение в условиях ограниченности времени и/или недостатка необходимой информации. В ее основе лежит активность бессознательного, тесно связанного с осознанным и неосознанным педагогическим опытом и знаниями педагога, его образно-эмоциональной сферой, поэтому она не противоречит логике педагогического процесса. Отсюда следует вывод о возможности развития педагогической интуиции с учетом индивидуальных особенностей и различий.
Педагогическая импровизация затрагивает все аспекты организации педагогической деятельности и возможна на всех этапах урока, но во многом зависит от педагогического стиля деятельности учителя. Она осуществляется на уровне учебной коммуникации, содержания учебного материала, методического приема и даже целей урока, в чем мы убедились в результате анализа многочисленных импровизаций, описанных в литературе, бесед с учителями и студентами, анализе собственной педагогической деятельности. Нами создан банк педагогических импровизаций, который мог бы использоваться при подготовке студентов к сиюминутной творческой педагогической деятельности.
В дальнейшем исследовании нами планируется расширение знаний о педагогической интуиции и педагогической импровизации, исследование путей, методов и способов формирования педагогической интуиции и способности к педагогической импровизации у студентов.
Сравнительный анализ импровизационного и стереотипного в педагогическом действии (А. А. Сляднев)
Виды педагогического действия |
Импровизационное действие |
Стереотипное педагогическое дейстие |
Цель |
Возникает незадолго до или в момент начала действия, являющегося ответом на изменение условий учебной коммуникации (результат анализа конкретной ситуации). Может быть интуитивной, неосознанной, словесно не сформулированной. Обычно подчинена запланированным ранее педагогическим целям и задачам, но возможна их коррекция, переформулировка. |
Заранее спланирована с учетом анализа объективных и субъективных условий учебно-воспитательного процесса, его стратегических целей и задач. |
Содержание |
Заранее в данном виде не подготовлено, может быть результатом переработки существующего опыта, опираться на домашние «заготовки». Содержит элементы новизны, непривычного построения известных или только что изобретенных компонентов субъективного творчества «здесь и теперь». Обычно ярко эмоционально окрашено. |
Заранее продумано и подготовлено, базируется на знаниях и опыте работы, отработанных умениях и навыках, речевых клише. В определенном смысле «обрядно». В случае высокого профессионального мастерства педагога может преподноситься как рассуждение «здесь и теперь». Может быть разнообразно эмоционально окрашено. |
Механизм |
Затруднение, озарение (момент осознания необходимости внесения изменений в ход учебно-воспитательного процесса) – ситуация выбора «да» - «нет» -- интуитивный поиск и мгновенный выбор путей реализации идеи, разрешения проблемы – воплощение – переход к запланированному с одновременной рефлексией результатов. |
Анализ – целеполагание - планирование – подготовка – выполнение - анализ. |
Средства реализации |
Вербальный и невербальный язык коммуникации. |
Вербальный и невербальный язык коммуникации. |
Форма реализации |
Монолог в форме рассуждения вслух, замечания, дополнения, вопроса и т.п., диалог, свободный диалог. |
Обычный монолог или рассчитанный, спланированный диалог. |
Причины, движущие силы |
Вытекают из субъективного осознания необходимости разрешения противоречий между запланированным и изменяющимися условиями конкретной ситуации педагогического процесса. |
Вытекают из предварительного анализа ситуации учебно-воспитательного процесса, субъективно-спрогнозированных объективных и субъективных условий его протекания. |
Прочие статьи:
Изучение мотивации педагогической деятельности учителей начальных классов
При проведении исследования мы опирались на методику «Шкала мотивации профессиональной деятельности» К. Замфир (в адаптации А.А. Реана). Методика может применяться для диагностики мотивации профессиональной деятельности, в том числе и профессионально-педагогической деятельности. В основу положена к ...
Возрастные особенности детей младшего дошкольного возраста
По мнению Е.О. Бондаренко, младший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребенка, усиливается ее целенаправленность; более разнообразными и координированными становятся движения. С 3–4 лет происходят существенные изменен ...
Обучение школьников методам страховки
Под страховкой следует понимать готовность преподавателя своевременно оказать помощь исполнителю упражнений в случае неудачного выполнения. Страховка имеет немаловажное психологическое значение, особенно при выполнении упражнений, связанных с риском. Варианты страховки используются в зависимости от ...