Являясь педагогической наукой, логопедия в то же время тесно связана и с науками медицинского цикла, без тесного содружества с которыми невозможно ни изучение, ни преодоление сколько-нибудь серьезных нарушений речи.
Самым тесным образом логопедия связана со стоматологией: в логопедии широко используются данные стоматологических исследований. В большинстве случаев речевая патология так или иначе связана с повреждениями органов речи, характер которых определяет содержание последующей работы. В данной статье мы хотели бы обратить внимание логопедов на общие моменты в работе логопеда и ортодонта и привлечь внимание этих специалистов к необходимости более тесного взаимного сотрудничества с целью улучшения качества оказываемой ими пациентам профессиональной помощи, а также своевременного выявления нарушений в строении артикуляционного аппарата, требующих специального медицинского вмешательства.
Речевой аппарат человека условно принято делить на два отдела: центральный и периферический. Центральный отдел речедвигательного анализатора подразделяется на две части – воспринимающую и двигательную.
К периферическому отделу речедвигательного анализатора относятся органы дыхания, голосообразования и артикуляции. Артикуляционный отдел речевого аппарата располагается в так называемой надставной трубке (полости рта и носоглотки). Основными органами артикуляции являются язык, губы, зубы, верхняя и нижняя челюсти, мягкое и твердое небо. Наиболее активный орган артикуляции язык, являясь самым подвижным из всех перечисленных органов, способен занимать в ротовой полости самые разнообразные положения, образуя сближение или полное смыкание с менее подвижными органами артикуляции. Благодаря этому и образуются конкретные звуки речи, придающие ей членораздельность. Т.е. не только при наличии дефектов в строении челюстей, зубов, языка, но и при недостаточной подвижности последнего нормальное артикулирвание речи будет затруднено. При дефектах в строении твердого и мягкого неба будет нарушено нормальное взаимодействие ротового и носового резонаторов, что помимо дефектов звукопроизношения приведет к расстройству голосовой функции.
Для выявления возможных причин аномалий в строении артикуляционного аппарата необходимо провести внимательный осмотр ребенка с учетом следующих данных:
1. На состояние артикуляцинного аппарата большое влияние могут оказывать неблагоприятная наследственность и неправильный образ жизни родителей.
По наследству могут передаваться особенности артикуляционных органов, в частности, диастема, короткая уздечка языка, наличие расщелин твердого неба, недоразвитие или чрезмерное развитие челюстей.
2. Течение беременности первой и второй половины.
3. Осложнения при родах.
4. Доношенным или недоношенным родился ребенок.
5. До какого возраста ребенка происходило грудное вскармливание, с какого – искусственное, кормление из ложки и питье из чашки. С какого месяца ребенок начал принимать жесткую пищу. Неправильное кормление отражается в последующем на формировании жевательных и глотательных функций.
6. Какие заболевания перенес ребенок в первый год жизни и состоит ли на учете у педиатра.
Прочие статьи:
Психомоторная организация человека
Вопрос и причинах движений человека с давних пор интересовал ученых-анатомов, врачей, философов. В начале нашей эры уже была ясна сократительная функция мышц и роль двигательных нервов; но причины, вызывающие движение, оставались невыявленными. Лишь в XVII веке Р. Декарт, создав основу рефлекторной ...
Изучение предрасположенности детей 5-6 лет с ОНР III-IV уровня к акустической дисграфии
Форма проведения - педагогическое исследование. Базой проведения эксперимента является МДОУ «Детский сад №73» города Рязани. Цель
: выявление эффективности дидактических игр на развитие фонематического слуха, звукового восприятия и слухового внимания для предупреждения акустической дисграфии у дете ...
Значение использования работы по созданию аппликации
из ткани в развитии детей старшего дошкольного возраста
Приобщение ребенка к миру прекрасного открывает перед ним богатство и красоту окружающей жизни, способствует развитию потребности не только в созерцании мира, но и активном его познании, преобразовании. В.А. Сухомлинский говорил, что ребенок по своей природе - пытливый исследователь, открыватель ми ...