Понятие «задержка психического развития» употребляется по отношению к детям с минимальными органическими повреждениями или функциональной недостаточностью ЦНС, а также длительно находившимися в условиях социальной депривации. Для них характерны незрелость эмоционально-волевой сферы и недоразвитие познавательной деятельности, имеющей свои качественные особенности, компенсирующиеся под воздействием временных, лечебных и педагогических факторов .
В качестве причин, приводящих к задержкам психического развития, М.С. Певзнер и Т.А. Власовой были выделены следующие: неблагоприятное течение беременности, связанное с болезнями матери, токсикозами, токсоплазмозами и т.д.; патология родов – травмы, асфиксия; социальные факторы – педагогическая запущенность в результате ограниченного эмоционального контакта с ребенком .
В 1980 г. К.С. Лебединской была предложена классификация ЗПР, которая отражает не только механизмы нарушения психического развития, но и их причинную обусловленность.
На основе этиопатогенетического принципа были выделены четыре основных клинических типа ЗПР:
- ЗПР конституционального происхождения. Речь идет о так называемом гармоническом инфантилизме, когда эмоционально-волевая сфера находится как бы на более ранней ступени развития; эта форма инфантилизма, при которой ярко проявляется инфантильный тип телосложения. Характерно преобладание игровых мотивов, повышенный фон настроения;
- ЗПР соматогенного происхождения. Отмечается обусловленность длительной соматической ослабленностью различного генеза.
- ЗПР психогенного происхождения. Связана с неблагоприятными условиями воспитания, препятствующими правильному формированию личности ребенка.
- ЗПР церебрально-органического происхождения. Встречается чаще других, нередко обладает большей стойкостью и выраженностью нарушений как в эмоционально-волевой сфере, так и в познавательной деятельности. Обнаруживается негрубая органическая недостаточность нервной системы, чаще – резидуального характера .
Нарушения темпа нервно-психического развития могут быть выявлены уже в раннем возрасте до 3-х лет. Последствия раннего органического поражения мозга или функциональная незрелость ЦНС обусловливают ряд отклонений, затрудняющих взаимодействие ребенка с окружающей средой, вследствие чего не складывается полноценная база для последующего развития высших психических функций.
Примерно в возрасте от 1 года до 3-х лет, отклонения в развитии ребенка становятся более очевидными, даже если они не имеют грубого характера. Прежде всего, следует обращать внимание на развитие общей и мелкой моторики, сенсорно-перцептивной деятельности – как ребенок реагирует на предметы, узнает ли их, стремится ли их исследовать, находит ли одинаковые, использует ли их по назначению.
Важный диагностический показатель – коммуникативная активность ребенка, его возможности в плане сотрудничества со взрослым. В этот возрастной период в норме происходит бурное развитие речи. У проблемного ребенка обнаруживается недоразвитие речи, при этом несформированной оказывается не только активная речь, но затруднено ее понимание. Однако оценка уровня психомоторного и речевого развития ребенка должна производиться очень осторожно. На его развитие могут влиять многие факторы: унаследованные особенности организма, общее состояние здоровья, пол, особенности условий жизни и воспитания. Задержку психомоторного развития могут вызвать различные неблагоприятные условия, воздействующие на развивающийся мозг в перинатальном или постнатальном периоде, или неблагоприятное сочетание этих факторов. Безусловно, дифференциальная диагностика в раннем возрасте затруднена. При различной локализации нарушений может наблюдаться сходная симптоматика, например, «безречевым», неговорящим может быть ребенок с нарушенным слухом, умственной отсталостью, анемией, аутизмом.
Несмотря на то, что в настоящее время и ученые-дефектологи, и педагоги-практики, и врачи понимают значимость ранней коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими отклонения в развитии, реальных шагов в этом направлении сделано мало. В большинстве случаев практическое выявление детей с ЗПР начинается с 5 лет или на первой ступени обучения в школе.
Прочие статьи:
Ортобиотика – российские истоки
Имеется ещё одна отрасль научно-практического знания, имеющая прямое отношение к теме ортобиотики. Это ортобиотика, созданная на основе концептуальных положений об ортобиозе лауреата Нобелевской премии в области физиологии и медицины И.И. Мечникова. Основы ортобиотики, а точнее её теория и методоло ...
Технология создания аппликации
из ткани. Материалы и оборудование
Аппликация из лоскутов ткани - по силам даже маленьким детям от 3-х лет. Несложное детское творчество понравится ребенку. И принесет пользу, такой вид творчества развивает усидчивость и аккуратность. Начать можно с небольшой картинки, выбрав простой рисунок. Аппликацию затем можно поместить в рамоч ...
Социальная ситуация и движущие силы развития ребенка
Представление о личности как о целостной структуре требует предварительной гипотезы о том, что составляет стержень этой структуры. На основании теоретического анализа мы выдвинули гипотезу о том, что целостная структура личности определяется, прежде всего, ее направленностью. В основе направленност ...