Центральной категорией нашего исследования выступает «эстетическое освоение мира» как социально-педагогический феномен, обладающий широким спектром толкования содержания.
«Эстетическое» (чувствующий, чувственный) трактуется как начало, общее универсальное свойство, пронизывающее все процессы и явления жизни, как важнейший элемент человеческой культуры; «эстетическое как прекрасное, как вечная безотносительная божественная идея» (Платон); «источник красоты в Боге» (Фома Аквинский); эстетическое взаимосвязано с «чувственной видимостью идеи» (Г. Гегель); «прекрасное присутствует исключительно в духе, и дух каждого человека усматривает иную красоту» (Д. Юм); прекрасное образуется проецированием на предмет человеческого чувства (Ли Вернон, Р.Барт, А.Я. Гуревич, Дж. Дьюи, Т.Липпс).
В педагогике эстетическое освоение действительности личностью традиционно связывается с эстетическим воспитанием (М.А. Верб, В.Н. Коротков, В.П. Тугаринов), которое рассматривается как формирование способности полноценного восприятия и понимания красоты в искусстве и действительности, выработка эстетических вкусов, идеалов, развитие творческих задатков и способностей (П.П. Блонский, С.Т. Шацкий, А.И. Буров, Б.Т. Лихачев, Ю.А. Лукин); «освобождение творческих потенций человека», «культура творческой личности» (А.В. Бакушинский), «формирование эстетических чувств, суждений и оценок, способности вносить элементы красоты в жизнь, в искусство, в свое поведение» (М.А. Верб), формирование определенного эстетического отношения человека к действительности и искусству (А.Ю. Гончарук, Ш.М. Герман, О.В. Дивненко, Ю.Я. Егоров, Т.И.Костина, В.А. Разумный, В.К. Скатерщиков).
В своем развитии понятие «эстетическое воспитание» уточнялось, дополнялось, расширялось: художественное воспитание отражало освоение учащимися совокупности знаний и мировоззренческих установок в области искусства и творческой деятельности; художественно-эстетическое воспитание включало способы гармонизации духовной и практической жизнедеятельности человека; эстетическое развитие личности характеризовалось совокупностью способностей к образно-художественному восприятию жизни, эмоционально-психологического отношения к ней (Л.С. Выготский, Б.М. Теплов). Изучение данных понятий стало основой для понимания сущности и особенностей исследуемого нами феномена.
Значимым для уточнения исследуемого понятия является утверждение о том, что концентрированное выражение эстетическое освоение находит в искусстве, что способом эстетического освоения действительности является художественный образ (Ю.Б. Борев, М.С. Каган, Н.И. Киященко).
С позиций социально-педагогического подхода эстетическое освоение социума мы трактуем как совместную деятельность сообщества педагогов и детей по освоению разносодержательных культурных полей социальной среды, предполагающей особое взаимодействие человека с окружающим миром, активизирующее процесс развития эмоционально-чувственной сферы, эстетических переживаний, продуктивного воображения, способствующих формированию эстетического отношения к действительности.
Эстетическое освоение мира происходит в художественно-эстетической осваивающей деятельности как в творческом процессе по созданию оригинального продукта, отражающего реальность и воплощающего личность автора. В исследовании эстетическое освоение мира учащимися характеризуется закреплением результатов познания в структуре личностного опыта, привнесением персонифицирующих смыслов в жизненную картину мира индивида, переживанием чувственно-логического опыта и рефлексии последействия часто на протяжении всей жизни. Целенаправленная художественно-эстетическая установка личности на освоение мира с помощью образов является одним из важнейших компонентов эстетической позиции человека, от которой во многом зависит состояние социально-культурной сферы жизни общества.
Роль педагогов, сопровождающих эстетическое освоение мира учащимися, заключается в организации образования, обеспечивающего социализацию в современной им ситуации развития общества. При этом гармонизация эстетической и практической деятельности связана не только с накоплением суммы эстетических знаний, но и с их применением в процессе творческой деятельности в социальной среде.
Прочие статьи:
Классификация основных направлений профориентационной работы
Ключевыми для определения содержания профориентационной работы являются ее цели. В качестве идеальной цели профориентационной работы Пряжников выделяет активизацию субъекта самоопределения. Однако существуют и другие цели. В соответствии с ними выделяются концептуальные уровни помощи человеку в про ...
Преодоление
задержки речевого развития у детей раннего возраста
В диагностическую группу детского сада компенсирующего вида принимаются дети 2-4 лет с сохранным интеллектом, имеющие задержку речевого развития разной этиологии. Экспрессивная речь у них представлена в виде отдельных звукоподражаний, аморфных слов-корней, усеченных фраз или коротких малопонятных п ...
Органы
равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса
Органы равновесия. Ориентация тела в пространстве осуществляется вестибулярным аппаратом (см. рис. 4). Он находится в глубине пирамиды височной кости, рядом с улиткой внутреннего уха. Вестибулярный аппарат состоит из двух мешочков и трех полукружных каналов. Каналы расположены в трех взаимоперпенди ...