Интуиция тесно связана как с осознаваемым, так и с неосознаваемым опытом и представляет собой переход в сферу сознания элементов бессознательного. Это означает, что интуитивное решение проблемы может произойти, когда учитель и не думает о ней. Однако исследователи проблемы творчества отмечают, что «бессознательная память» (например, эмоциональная) возможна только на определенном эмоциональном фоне. Эмоции являются «включателем», регулятором механизма интуиции. Если во время подготовки к уроку педагог представляет его мысленно и эмоционально, то, помня об этих чувствах во время урока, он уже проявляет интуицию в форме опережени. Эвристическая интуиция чаще всего срабатывает в экстремальных условиях, когда с большим напряжением длительное время работают чувственность, интеллект, воля .
С.А. Гильманов дает следующее определение педагогической интуиции: «это непосредственность, неосознанность, быстрота, внезапность, проявляющиеся при решении педагогических задач и основывающиеся на ДОЭМ педагогических действительности в мышлении педагога, состоящей в образно-эмоциональном отображении связей и отношений объектов педагогического мышления в их соотнесенности с педагогической целью, и имеющей социокультурные, психолого-педагогические основания и психологические и нейрофизиологические механизмы». Очевидно, что интуиция при таком ее понимании не противоречит логике педагогического процесса. Она противостоит субъективной логике, как одному из путей педагогического мышления. Поэтому ставится вопрос о повышении уровня педагогической интуиции у учителей. Интуиция в деятельности педагога выполняет ряд важных функций:
· компенсаторная. Интуиция заключается в компенсировании недостатка знаний и опыта, неполноты информации;
· регулирующая. Интуиция помогает регулировать в правильном направлении решение педагогических задач;
· ориентирующая. Интуиция «работает» на главную педагогическую цель: помогает предвидеть намеченные тенденции, опережать события, прогнозировать последствия тех или иных действий и регулировать их;
· оптимизационная. Интуиция экономит время и усилия при подготовке и проведении урока;
· интегративная. Происходит интеграция опыта, знаний, смутных ощущений, воображения, логики, памяти;
· эвристическая. Интуиция – фаза творчества и способ творчества, а творческая интуиция – высший уровень интуиции. Хаотические знания здесь – потенциальные элементы будущего решения проблемы.
На основе представлений об уровне опыта педагога, развитости педагогического мышления, уровне сформированности ДОЭМ С. А. Гильманов выделяет в педагогической интуиции три уровня: эмпирический, опытно-логический и научный.
В зависимости от роли интуиции в решении педагогических задач и ситуаций выделяется несколько их видов: логические, интуитивные (нельзя вычленить внешней логики), стереотипные, импульсивные, маргинальные (решения обусловлены мотивами, не имеющими отношения к педагогическим целям).
К критериям правильности педагогических решений С. А. Гильманов относит соответствие действий учителя основной педагогической цели, требованиям педагогической науки, характер реакции учащихся, непосредственные результаты действий, оригинальность. На их основе выделяется четыре вида решений: правильное, оригинальное; правильное, вполне возможное; спорное; неправильное. По результатам его исследований решения, имеющие все признаки интуиции, довольно распространены в педагогической практике. Интересен тот факт, что хотя правильные решения среди логических встречаются чаще, чем среди интуитивных, оригинальные решения среди интуитивных более распространены. Главную роль в принятии правильных интуитивных решений принадлежит в первую очередь профессиональному опыту, далее следуют зрительная образность, общекультурный опыт, воспроизводящее воображение, импровизация, эмоциональность, богатство ассоциаций, память и т.д. Отсюда следует, что именно эти качества следует развивать для повышения уровня педагогической интуиции.
Психологи признают индивидуальные различия в интуиции. Одни из них считают, что интуиция свойственна всем в одинаковой степени, а по мнению других, присуща только узкому кругу творцов. Но С. Эпистайн предполагает независимость аналитического и интуитивного когнитивных стилей. По результатам исследования Т. В. Корниловой склонность полагаться на интуицию при принятии решений зависит от таких личностных характеристик, как любовь к порядку, толерантность к новому и автономия. Однако ею же зафиксирован «инструментальный эффект интуиции». Нам развитие педагогической интуиции у педагогов и студентов представляется возможным и чрезвычайно важным.
Прочие статьи:
История школьной формы
Почему-то многие совершенно незаслуженно считают школьную форму ужасающим изобретением Советского Союза. Это дважды неверно – во-первых, ничего такого жуткого в форме не было, все знали, что без неё – никак, и совершенно спокойно носили. Да, «свободомыслящие» хулиганские личности, конечно, выделыва ...
Анализ опыта работы по развитию художественно-творческих способностей детей
дошкольного возраста
Секция «Центр развития ребенка «Сказка» является структурным подразделением Дома творчества Октябрьского АО г. Омска и осуществляет свою работу на основании Устава Дома детского творчества, Правил внутреннего распорядка, руководствуясь Законом РФ «Об образовании», Типовым положением об образователь ...
Основные подходы к изучению агрессии
В теории, объясняющей природу агрессии человека, существует несколько подходов. Все они отражают воззрения и эмпирический опыт конкретных исследователей и психологических школ разного времени, но ни один из них еще не признан универсальным и исчерпывающим. Объясняется это тем, что в современной нау ...