Понятие о педагогической интуиции

Страница 1

В последнее время в западной психологии наблюдается рост интереса к изучению интуиции, что отчасти обусловлено возрастающим спросом на людей, которые могут принимать решения и действовать, полагаясь на свою интуицию. Как и в любой творческой деятельности, интуиция играет огромную роль в деятельности педагога, позволяя непосредственно «увидеть» истину (интуитивизм Бергсона), найти правильное решение быстро и неосознанно. Многие учителя, доверяющие своей интуиции, работают очень успешно. Интуиция уже давно является объектом исследования и философов (Спиноза, Паскаль, Кант, Фейербах, Фрейд), и психологов, в том числе изучающих психологию творчества (М. Вертгеймер, Ж. Пиаже, Б. М. Теплов). Но исследования, специально посвященные проявлениям интуиции в педагогической деятельности, имеют сравнительно недолгую историю. Среди отечественных исследователей наибольшее внимание педагогической интуиции уделяют В. И. Загвязинский и С. А. Гильманов.

С. А. Гильманов определяет интуицию (от лат. intueri-пристально, внимательно смотреть) как «феномен непосредственности, быстроты, внезапности, проявляющийся при решении конкретных задач при переходе от одних образов к другим, от образов к понятиям и от понятий к образам, основывающийся на целенаправленной способности культурно развитого воображения, которая реализуется через разнородный опыт, хранящийся в памяти, через образно-эмоциональный, ассоциативный характер мышления». По его мнению, психологический подход к изучению интуиции, в отличие от философского позволяет рассматривать ее в любом конкретном виде деятельности. Психологические механизмы интуиции освещаются З. Фрейдом, К.Г. Юнгом, представителями гештальтпсихологии (Вертхаймер, В. Келер, Коффка). Согласно теории Я. А. Пономарева, интуиция – неосознанная подсказка в виде побочного результата деятельности, сам момент и механизм инсайта . Понятие «инсайт» впервые было использовано в 1925г. и является неотъемлемой частью гештальтпсихологии. Инсайт ( от лат. постижение, озарение) – внезапное, логически не выводимое понимание сущности явления, ситуации в целом. Это интеллектуальное явление, суть которого заключается в неожиданном понимании стоящей проблемы и нахождении ее решения. Некоторые авторы употребляют термин «интуиция» как синоним «инсайта» и рассматривают инсайт как вид интуиции. Общим для понятий является ощущение правильности знания и бессознательный процесс его нахождения. Однако М. Либерман различает их на основании верифицируемости инсайта. Инсайт возникает внезапно, интуиция же требует приготовления сознания. Интуиция имеет дело с неопределенностью, новизной ситуации, но проявляется только при решении конкретных, значимых для личности задач.

С. А. Гильманов считает, что интуиция как профессиональное качество базируется на особой образно-эмоциональной модели профессиональной действительности и рассматривается им как качество личности, связанное с педагогическим опытом и творчеством педагога. Динамическая образно-эмоциональная модель педагогической действительности (ДОЭМ) способствует проявлению самых причудливых ассоциаций через личное переживание хода педагогического процесса, эмпатическое проникновение в образно-эмоциональную сферу личности учащихся. Эмпатия, таким образом, имеет непосредственное отношение к педагогической интуиции, позволяя решать дидактические проблемы, например, преобразовывать научную информацию для учащихся, наиболее эффективно оказывать помощь слабоуспевающим ученикам, находить нужные приемы в самом процессе педагогической деятельности. Особенно часто интуиция проявляется при решении коммуникативных задач, но может быть выражена в невербальных формах и других способах воздействия на личность ученика.

Педагогическая интуиция – быстрое, одномоментное принятие учителем педагогического решения, основанное на неразвернутом осознанном анализе, обобщении ряда педагогических задач и предвидении дальнейшего развития ситуации. Она возможна на высоком уровне развития интеллекта, способности к творчеству и совершенствуется на основе необходимости знаний и опыта. Наличие педагогической интуиции обусловливает способность учителя к педагогической импровизации.

На основе ДОЭМ проявляется интеллектуальная интуиция, позволяющая решать чисто мыслительные задачи, и чувственная интуиция, которая проявляется в неосознанной оценке ситуаций, принятии практических решений. Неосознаваемость и быстрота интуитивных решений обеспечивается невербальным, недискурсивным характером ДОЭМ, делегированием ресурсов внимания. Последнее означает, что сознание уделяет внимание наиболее важным или новым вопросам, а остальные делегирует «активному бессознательному» .

Страницы: 1 2 3


Прочие статьи:

Правильная постановка задач на уроке
Нередко активность учащихся на уроке снижается из-за того, что учитель допускает ошибки при постановке задачи. Л.В. Вишнева выделяет наиболее типичные из них: 1) Учитель перечисляет упражнения, которые будут выполнять ученики на уроке, вместо того, чтобы поставить задачу, которая должна быть решена ...

Психолого-педагогическая характеристика старшегодошкольного возраста
Учет возрастных особенностей – один из основополагающих педагогических принципов. Опираясь на него, педагоги регламентируют нагрузку, устанавливают обоснованные объемы занятости различными видами деятельности, определяют наиболее благоприятный для развития распорядок дня, режим труда и отдыха. Возр ...

Управление образовательными системами: принципы, функции и методы руководства образовательными учреждениями
Внутришкольное управление представляет собой целенаправленное, сознательное взаимодействие участников целостного педагогического процесса на основе познания его объективных закономерностей с целью достижения оптимального результата. Основная идея государственно-общественного управления образованием ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru