Анализ психолого-педагогической литературы указывает на то, что среди исследователей нет единства мнений на определение сути педагогической импровизации, так же как нет единой модели построения системы целенаправленной подготовки к ней .
Импровизация в педагогической деятельности обладает своей спецификой. Педагогическая деятельность протекает в системе «субъект-субъект». В учебно-воспитательном процессе возникает большое количество незапланированных ситуаций. Необходимость оперативного решения педагогической задачи подталкивает учителя к импровизации, изменению, коррекции действий, так же как все неожиданное подталкивает к творчеству. Полное отсутствие элементов импровизации в педагогической деятельности, по мнению А. А. Сляднева, свидетельствует о профессиональной непригодности. Неподготовленный к импровизации учитель пытается проскочить неожиданности, теряется и «комкает» урок.
Педагогическая импровизация – показатель качества и результат взаимодействия стереотипного и импровизационного в педагогической деятельности. А. А. Слядневым предпринята попытка выявления общего и особенного в стереотипных и импровизационных педагогических действиях с точки зрения подготовленности действия, сиюминутности событий и новизны происходящего. Дифференциация замечена на всех уровнях.
Единство стереотипного и импровизационного определяет меру творческой насыщенности деятельности педагога. В. Н. Харькин различаeт импровизацию, как вид и компонент сиюминутной публичной деятельности, и импровизационность, как компонент деятельности, придающий ей творческий характер.
В.А. Кан-Калик выделил пять вариантов педагогической импровизации на уроке в зависимости от ее источника:
1. импровизация, вызванная косвенно. Важную роль играет практическое мышление и эмоциональная устойчивость;
2. импровизация «изнутри». Зависит от индивидуально-творческих особенностей педагога;
3. импровизация, вызванная логикой изложения материала. Осуществляется за счет активного участия педагогического мышления;
4. импровизация, основанная на самоанализе и восприятии класса;
5. импровизация, граничащая с педагогическим открытием. Результат «педагогического озарения» .
С. А. Сляднев привел несколько вариантов классификации педагогической импровизации, которые могут помочь в изучении проблем, связанных с ней.
В импровизации, согласно В. Н. Харькину, прослеживается четыре этапа: озарение (инсайт), выбор пути ее реализации, собственно реализация и мгновенный интуитивно- логический анализ результата. Доказано, что в ней в свернутом виде присутствуют все этапы творческого процесса , хотя импровизация обладает собственной спецификой и структурой .
В зависимости от структуры процесса Харькин В.Н. выделяет три вида педагогической импровизации: обычная, или классическая импровизация, импровизация с домашней заготовкой и импровизация смешанного типа.
Классическая педагогическая импровизация предполагает три обязательных этапа: 1) педагогическое озарение; 2) публичное воплощение; 3) осмысление.
Этап педагогического озарения представляет собой невидимую мыслительную деятельность, единство интуитивного и логического с опорой на инсайт. В нем выделяют два звена: 1) инсайт -- неожиданное интуитивное обнаружение идеи, парадоксальной мысли в ходе урока и 2) интуитивно-логический выбор пути ее воплощения. В.Н. Харькин подчеркивает, что мгновенному нахождению способа педагогического воздействия всегда предшествует накопление и анализ фактов.
Решающим этапом процесса импровизации является ее публичное воплощение, так как от него зависит ее педагогическая эффективность. Именно поэтому важна актерско-режиссерская подготовка педагога.
Завершающим этапом педагогической импровизации является ее осмысление учителем: происходит анализ процесса, а затем принимается решение о его продлении или прекращении. Переход от импровизации к запланированному должен быть плавным. Для этого нередко используется импровизационный момент, вызванный корректирующими факторами. Вот собственный пример педагогической импровизации как средства завершения не совсем удачной классической импровизации. Видя, что внимание моих первоклашек постоянно отвлекается красочной картинкой из сказки «Репка», я решила инсценировать сказку с ребятами, хотя это упражнение и не было мною запланировано, чтобы «спасти» урок. Однако между детьми возник спор о месте в цепочке. Я поняла, что сказки не получится и нужно срочно вернуться к нормальному ходу урока. И тут я огорченным тоном говорю детям: « Знаете, ребята, вы не вытяните репку, пока не научитесь дружить. Никакое сложное дело нельзя выполнить поодиночке, рассорившись. Придется подождать нашей репке». После этого они покорно вернулись на свои места, и занятие продолжилось.
Прочие статьи:
Анализ эффективности реализации дополнительной образовательной программы
Для определения результативности разработанной и реализованной дополнительной образовательной программы по изобразительной деятельности «Краски в ладошке» была проведена вторичная диагностика уровня развития художественно-творческих способностей по следующим показателям: реализм воображения, умение ...
Использование комнатных растений при изучении основ экологии
При изучении темы «Основы экологии» учитель может использовать комнатные растения для раскрытия таких вопросов, как основные климатические факторы и их влияние на организм, факторы, управляющие сезонными явлениями живой природы, приспособление растений к сезонному ритму окружающих условий, состояни ...
Изучение влияния среды на детей в работах Шацкого
С. Т. Шацкий сделал большой вклад в разработку проблем социальной педагогики, и прежде всего педагогики социальной среды. И до Шацкого эта проблема вызывала пристальное внимание передовых мыслителей. В частности, большой интерес к ней проявляли К. Д. Ушинский и Л. Н. Толстой. Изучением влияния сред ...