· Формообразующие движения (движения, направленные на передачу формы предмета).
· Регуляция рисовальных движений по ряду качеств (темп, ритм, амплитуда, сила нажима.): плавность движений, непрерывность, удержание направления движений по прямой, дуге, окружности, умение изменять направление движения под углом, переход от одного движения к другому, умение подчинять движения соразмерению отрезков по длине изображений или их частей по величине. Перетяжка салона кожей цена в автоателье.
Разработав детальную методику формирования у детей этих сложных способностей, Т.С. Комарова рассматривает их как средство, овладев которыми ребенок сможет выразительно и без особых затруднений создать любое изображение, выразить любой замысел.
В процессе ознакомления с содержанием способностей применительно к изобразительной деятельности нами был проведен сравнительный анализ, который позволяет систематизировать подходы различных авторов к содержанию данных способностей в дошкольном возрасте.
В.И. Кириенко |
В.С. Кузин |
Н.П. Сакулина |
Т.С. Комарова |
Свойства зрительного восприятия: - восприятие объекта в сочетании всех его свойств; - способность оценивать отклонения от вертикальных и горизонтальных направлений; - способность оценивать степень приближения цвета к белому; - способность оценивать перспективные сокращения. |
Ведущие свойства способностей: -творческое воображение, мышление; -зрительная память; -эмоциональное отношение к изображаемому; -целенаправлен-ность; - воля. Опорные свойства: -природная чувствительность зрительного анализатора; -сенсомоторные качества руки. |
Способность к изображению: - восприятие и представление; -овладение средствами графического воплощения образа; - овладение техникой рисунка; Способности к художественному выражению: - эстетическое восприятие явлений; -интеллектуальная активность. Специальные способности: - активность воображения, чувств, восприятия; - образность мышления. |
Сенсорные способности: - аналитико-синтетическое восприятие; - формирования обобщенного представления; - изображение на основе представлений; - движения под контролем зрения; - способность восприятия; - изображение на основе представлений. Сенсомоторные способности: -Техника рисования; - Формообразу-ющие движения; - Регуляция рисовальных движений. |
Таким образом, изучив и проанализировав подходы различных авторов, мы выделили компоненты, критерии и показатели художественно-творческих способностей в дошкольном возрасте.
Компоненты художественно-творческих способностей |
Критерии |
Показатели |
Универсальные творческие способности |
Воображение Мышление |
• реализм воображения; • умение видеть целое раньше частей. • ассоциативность; • диалектичность; • системность. |
Специальные творческие способности |
Сенсомоторные способности |
• техника исполнения; • формообразующие движения; • регуляция движений по ряду качеств (темп, ритм, амплитуда, сила нажима) |
Прочие статьи:
Психологические особенности развития логического мышления у
младших школьников с нарушенным слухом
Когда психологи в начале XX в. стали изучать особенности мышления ребенка, в качестве одного из основных признаков была выделена связь мышления с речью. Вместе с тем выявилась непосредственная связь детского мышления с практическими действиями ребенка. Исследования отечественных психологов и показа ...
Дидактическая игра как педагогическое условие развития
мышления детей старшего дошкольного возраста
В философии термин "условие" трактуется как категория, выражающая отношение предмета к окружающим его явлениям, без которых он существовать не может; условия составляют ту среду, обстановку, в которой явление возникает, существует и развивается . Л.А. Мирошниченко определяет понятие " ...
Увлечение кинокамерой
Есть люди, которым мало ходить и смотреть кем-то созданные фильмы. Они сами стараются творить. Благодаря им и создаются любительские кинофильмы, рассказывающие о наших проблемах и радостях, о щедрой природе родного края и богатом музыкальном мире, о людях, окружающих нас, происходящих событиях. Сре ...