Детским объединениям присущи три основные функции:
Развивающая, обеспечивающая гражданское, нравственное становление личности, развитие его социального творчества, умение взаимодействовать с людьми, выдвигать и достигать общественно и личностно значимые цели.
Ориентационная – обеспечивает условия для ориентации детей в системе нравственных, социальных, политических, культурных ценностей.
Компенсаторная – создание условий для реализации потребностей, интересов, возможностей ребенка, не востребованных в других общностях, для устранения дефицита общения и соучастия .
Категория цели, применительно к детскому движению, звучит в разных словосочетаниях: цель детской общественной организации, цель деятельности детской общественной организации, цель детей (коллективного субъекта) детской общественной организации, цель взрослых.
Цель детской общественной организации: освоение и развитие социальных отношений. Выделяется три аспекта:
- социальный аспект цели детской общественной организации проявляется в потребности общества организационно оформить социальную активность детей, т.е. направить социализацию ребенка в общественно одобряемом русле;
- психологический аспект цели детской общественной организации выражает стремление детей к общению, к самореализации, сбережению идентичности.
- педагогический аспект цели детской общественной организации – гармонизация опыта коллективных отношений. Детская общественная организация выступает как организованная форма воспитательного влияния сверстников друг на друга в процессе социально значимой деятельности [4; 8].
Цель детского общественного объединения не определяется и не формируется самой организацией, чаще всего она представляет собой ориентир, заданный государством и обществом (миссия). Это скорее не сама цель, а идея цели. Детская общественная организация присваивает идею цели и на ее основе структурирует свою деятельность. Так же цель деятельности детского общественного объединения носит предметный характер, отражая специфику каждой детской организации. Различаясь предметно, эти цели едины по своему социальному звучанию, по направленности на улучшение окружающей жизни.
Цель взрослых - создание условий для социального становления личности ребенка. Итогом реализации данной цели является сформированность у членов организации готовности к выполнению разнообразных социальных функций в обществе.
Цель детей в детской общественной организации самими детьми формулируется как перспектива интересной жизни. Ребята через общение и деятельность обогащаются социальным опытом. У них, наряду с дружеским отношением, начинает проявляться приоритетность цели деятельности (ее полезность, значимость, актуальность). На языке детей эти цели проявляются в форме законов, заповедей, обычаев, традиций.
Законы – правила, которые связывают идеал и конкретное поведение ребенка в детской общественной организации. Осмысление законов детской общественной организации должно занимать большое место в жизни новых членов организации, через них постигается детьми цель детской общественной организации.
От понимания сути детской общественной организации, его целей во многом зависит выбор форм деятельности. Главное в детской общественной организации для взрослых – уметь самим и научить детей определять соответствие цели детской общественной организации и содержания его деятельности. Несоответствие цели и содержания – причина «гибели» детской общественной организации, безразличного отношения к ней детей.
Таким образом, выделились базовые понятия темы нашего исследования: детская организация, детское движение, детское объединение. Характеризуют первый и важнейший теоретический аспект организации детского движения в современном обществе – изучение и содержательный анализ понятий и терминов. Следовательно, социальный педагог, организатор детского движения, координатор жизни детской общественной организации овладевает системой глубоких знаний по истории возникновения и развития детского движения и детской общественной организации, начиная с осмысления указанной нами терминологии, включая в первую очередь базовые понятия темы исследования
Прочие статьи:
Определение понятия "вербальная агрессия"
Прежде чем перейти к непосредственному изучению вербальной агрессии в школьной речевой среде, необходимо дать определение этого понятия, поскольку до сих пор единого мнения ученых относительно решения данного вопроса не существует. Между тем необходимость отличать вербальную агрессию от других видо ...
Особенности формирования речи у детей раннего возраста с задержкой речевого
развития
речь нарушение задержка дошкольный В последние годы отмечается тенденция к увеличению количества детей с проблемами речевого развития, которое начинает выявляться уже в раннем возрасте (от рождения до 3 лет). Многие исследователи (А.Н.Гвоздев, Р.Е.Левина, А.С.Галанов, Е.А.Стребелева и др.) выделяют ...
Психомоторная организация человека
Вопрос и причинах движений человека с давних пор интересовал ученых-анатомов, врачей, философов. В начале нашей эры уже была ясна сократительная функция мышц и роль двигательных нервов; но причины, вызывающие движение, оставались невыявленными. Лишь в XVII веке Р. Декарт, создав основу рефлекторной ...