В процессе изучения темы нашей выпускной квалификационной работы мы выделили ее наиболее существенные базовые понятия.
Наиболее общие и существенные понятия науки о детском движении (социокинетики) – это организация, детская организация, детское объединение, детское общественное объединение, детское движение. Понятийный аппарат складывается из различных точек зрения, представляющих разные науки. Сегодня существуют разные подходы к определению этих понятий. Представим некоторые из них.
Организация – это такое объединение, которое имеет в совокупности социально обозначенную цель, конкретно определенную программу деятельности, четко сформулированные права и обязанности ее членов, жесткую структуру, соотношение соподчиненных социальных ролей членов организации, координацию их действий, сознательную дисциплину и подготовленных функционеров – профессиональных работников (Л.В. Кузнецова) .
Детская организация представляет собой самодеятельное, самоуправляемое детское общественное объединение, создаваемое для реализации какой-либо социальной ценной идеи, имеющее регулирующие его деятельность нормы и правила, зафиксированные в уставе или ином учредительном документе, выраженную структуру и фиксированное членство (Е.Н. Сорочинская) .
Детское движение – совокупность действий и деятельность всех детских общественных объединений и организаций, существующих в регионе (Е.Н. Сорочинская).
Детское движение — процесс возникновения, становления, развития и распада детских группок и групп, созданных на добровольной основе самими детьми или с участием взрослых, без установленного членства, единой цели и общих задач, единых законов и обычаев, символов и ритуалов, программ и формы одежды (Т. В. Трухачева).
Детское объединение — форма детского движения, которой свойственны основные черты, характеристики детского движения (Л.В. Алиева). Детское общественное объединение — общественное формирование, в котором самостоятельно или вместе со взрослыми добровольно объединяются несовершеннолетние граждане для совместной деятельности, удовлетворяющей их социальные потребности и интересы.
Детскими признаются общественные объединения, насчитывающие в своем составе не менее 2/3 (70,0%) граждан до 18 лет от общего числа членов.
В детской организации происходит приобретение ребенком опыта социальных отношений и освоение новых социальных ролей в различных сферах деятельности, на основе имеющихся представлений и знаний, идет апробация вариантов социального взаимодействия детей и взрослых.
Именно в этом заключается главная идея и миссия детского общественного объединения. Детское движение – важный фактор развития личности, ибо оно является во всем мире начальной ступенью демократии, истоком гражданственности, развития творческого потенциала в обществе.
Для чего нужно детское движение? Вопрос обладает огромным поисковым потенциалом в отношении условий, причин существования детского движения, познании его сущности. Создание детских организаций всегда диктовалось государственной и общественной необходимостью охвата воспитательным влиянием жизни детей. Государству детские общественные объединения нужны в целях воспитания гражданина. Общество заинтересовано в защите прав детей через детские общественные объединения. Предшествующий опыт доказывает – у детской организации должна быть своя социальная ниша. Для нее губительны глобальные цели, возложение функций других общественных или государственных институтов. Перспективные цели детской организации – найти приложение своим силам и возможностям, заполнить вакуум в реализации детских интересов, сохраняя при этом свое лицо, свои подходы.
Прочие статьи:
Особенности развития словаря детей дошкольного возраста
В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи и т.д. Развитие словаря понимается как длительный процесс овладения словарным запасом, накопленны ...
Личность педагога. Способности и профессионально значимые качества
Личность педагога. Понятие лич-ть вкл. такие св-ва, к-ые яв-ся более или менее устойчивыми, определенные нравственные поступки ч-а имеющие сущ-ое значение д. него самого и окружающих. В структуру лич-ти вкл способности, темперамент, хар-р, волевые качества, эмоции, мотивацию и соц-ые установки. Каж ...
Мировой и отечественный опыт работы с одаренными детьми
В нашей стране с 60-х годов существуют специализированные классы и школы куда отбираются дети на основе их склонностей и более высокого уровня способностей. Обучение определенным предметам ведется по специально разработанным программам. Данные по этим классам показывают, что в целом успехи этих дет ...