Приемы формирования навыка правильного чтения

Страница 2

Определить различие сходных фигур, букв, отличающихся одним элементом: З-В, Р-В, и – ш и т.д.

Определить различие сходных букв, состоящих из одинаковых элементов, различно расположенных в пространстве, например, р-ь, г-т, и-п.

На этапе послогового чтения работа начинается с обратного слога, затем берется прямой слог. Это, на наш взгляд, способствует усвоению слитности произнесения.

Закреплению навыка слогового чтения помогают таблицы. Задания, которые можно выполнить с их помощью, самые разные:

чтение слогов с определенной согласной или гласной буквами,

чтение слогов в определенном ряду или строке,

синтез слов из слогов, предъявляемых последовательно,

нахождение слогов заданного слова,

синтез слов из слогов при одном постоянном и одном сменяющемся слоге.

Слоговой материал позволяет избежать угадывания слова, которое происходит с опорой на смысловой и звуковой контекст и порождает большое количество ошибок у детей, которые не владеют слогослиянием в достаточной мере.

Для облегчения слияния букв в слог и слогов в слово используется и графический знак – «помощник»; проводя по дуге пальцем руки, ребенок тем самым как бы задает себе некий ритм движения по строке.

Навыку синтеза слов из слогов способствуют задания, в которых слоги предъявляются постепенно: в табличке с «окошечками» сначала показывается один слог, затем поочередно – остальные.

Когда мы знакомим учащихся с понятием «слово», возникает опасность формирования не обобщенного представления, а конкретного, неразрывно связанного с ситуацией предъявления. Для того чтобы избежать подобного явления, можно порекомендовать начать этот процесс с абстрактного образа. Например, по клеточкам рисуется какая-либо фигурка, напоминающая знакомый предмет. Ребенок ассоциативно называет ее. Вот это называние и есть мостик к слову. Слово предъявляется схематично в виде общепринятого символа, осуществляется звуковой анализ, а затем добавляются знакомые буквы. Это позволяет формировать навык чтения целыми словами.

На этапе синтетического чтения одним из тренировочных упражнений является чтение текста с помощью таблицы. Материал для занятий включает текст и таблицу, составленную из слов, входящих в этот текст, но расположенных в случайном порядке. Текст читается вслух по предложениям; учащимся предлагается отыскивать в таблице слова, входящие в данное предложение в соответствующей последовательности. Подбор текстов для чтения должен учитывать качественный состав слов, ориентируясь на слоговую и ритмическую структуру.Данный прием создает условия для целостного опознания слов, стимуляции понимания прочитанного и развития кратковременной словесной памяти.

Для улучшения понимания прочитанного можно порекомендовать следующие виды работы:

пересказ или подбор сюжетной картинки, соответствующих фрагменту или предложению;

восстановление деформированного предложения с помощью альтернативного подбора пропущенного слова;

проверочные задания, требующие ответа на вопрос без опоры на синтаксические конструкции текста и т.д.

Для уточнения лексического значения слов можно использовать задания в виде кроссвордов, составленных с опорой на контекст или подобранных по определенной тематике.

Поскольку нарушения чтения неразрывно связаны с недостатками устной речи, в частности, с недостаточно сформированным грамматическим строем, в коррекционной работе необходимо уделить внимание преодолению аграмматизма. С этой целью можно использовать задания, предполагающие употребление слов в той или иной грамматической форме. Например, по картинке, изображающей некоторое количество предметов (одушевленных и неодушевленных) и сопровождающейся звукобуквенной схемой выложить из букв разрезной азбуки обобщенное название, затем – изменить слово, употребив его в сочетании с числительным. При этом окончание слова следует выбрать из предложенных вариантов, опираясь на слуховое восприятие.

В целях совершенствования технической стороны чтения применяются виды текстов, лексический состав которых подобран таким образом, что на стыке двух слов можно прочитать еще одно, являющееся самостоятельной частью речи и не связанное с контекстом. Например, в рассказе О. Тихомирова «Торопились в театр» спрятано 4 слова, связанные с почтой. Читая рассказ, дети должны самым внимательным образом изучать звукобуквенный состав слов. Так в предложениях «Собираться в театр мешал младший брат Эдик. Он вертелся под ногами, что-то хватал…» спрятано слово «конверт».

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Прочие статьи:

Изображения сказочных персонажей и животных
С данными изображениями можно работать так же, как с изображениями отдельных людей. Группировать их можно по разным признакам. Можно использовать признаки, указанные в предыдущей группе изображений, можно придумать новые, построенные на оппозициях: добрые – злые, привычные – непривычные, универсаль ...

Организация обучения младших школьников на уроках математики
Урок – это всегда часть. Фрагмент единого целого, своеобразная «клеточка» учебного процесса, в которой проявляются признаки, присущие всему явлению. Какие требования общество предъявляет сегодня к школьному обучению в целом, а, следовательно, и к обучению математики? На этот вопрос пытались ответит ...

Развитие внимания в подростковом возрасте
Подростковый возраст характеризуется большей, чем у младшего школьника, интенсивностью, концентрацией и устойчивостью внимания. Если подросток чем-либо заинтересовался, он может долго быть внимательным. Его внимание обуславливается, помимо привычки быть внимательным, появлением интересов познавател ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru