В исследованиях, посвященных изучению представлений подростков о будущем, отмечено, что для успешной социализации необходимы: удовлетворенность настоящим, уверенность в будущем, реалистичные и адекватные семейные и профессиональные установки (В.В. Барабанова, М.Е Зеленова). Подчеркивается важность наличия нескольких референтных групп и свободы выхода из них, что позволяет неригидно усваивать групповые нормы, расширяет социальное Мы человека (А.С. Волович). Выделяются критерии социализированной личности:
- сформированность установок, стереотипов, ценностей, «картин мира» человека;
- адаптированность личности, ее нормотическое поведение;
- социальная идентичность, включающая осознание индивидом себя как представителя биологического вида человечества (общечеловеческий уровень), осознание своей принадлежности к общности (групповой уровень), осознание своей собственной неповторимости (индивидуальный уровень);
- инициативность, независимость, незакомплексованность. Итак, социализация личности – это одно из ведущих понятий социальной педагогики. Это сложный непрерывный процесс, протекающий на биологическом, психологическом и социальном уровнях. При этом процесс социализации старшего подростка предполагает включение его в систему общественных отношений и в тоже время самостоятельное воспроизведение им этих отношений.
Прочие статьи:
Подготовка педагога для одаренных детей
Стремление к совершенству, склонность к самостоятельности и углубленной работе одаренных детей определяют требования к психологической атмосфере занятий и к методам обучения.Неподготовленные педагоги часто не могут выявить одаренных детей, не знают их особенностей.Неподготовленные к работе с высоко ...
Педагогическая импровизация: исторический аспект
Исследователи в области педагогики уже давно обратили внимание на необходимость развития творческой личности учителя, но педагогической импровизации, неотъемлемому компоненту педагогической деятельности, до недавних пор уделялось недостаточно внимания. Слово «импровизация» (лат. improvisus) означае ...
Содержание и основные задачи правового воспитания
Построение правового государства немыслимо без воспитания у подрастающего поколения гражданских качеств личности. Поэтому воспитание правосознания у школьников становится одной из задач школы и воспитателей. Право представляет собой совокупность норм и правил поведения людей, выраженных в законах, ...