С целью выявления комфортности детей дома использовался тест тревожности. Этот тест применяется для детей младшего школьного возраста, однако он подходит для детей 12-13 лет с нарушениями интеллекта.
Экспериментальный материал - 14 рисунков. Каждый рисунок представляет некоторую типичную для жизни ребенка ситуацию.
Каждый рисунок выполнен в двух вариантах: для девочки (на рисунке изображена девочка) и для мальчика (на рисунке изображён мальчик). Каждый рисунок снабжён двумя дополнительными рисунками детской головы. На одном из дополнительных рисунков изображено улыбающееся лицо ребёнка, на другом- печальное.
Рисунки показывают детям в строго перечисленном порядке один за другим. Предъявив ребёнку рисунок, дается инструкция следующего содержания:
1.Игра с младшими детьми. «Как ты думаешь, какое лицо будет у ребёнка: весёлое или печальное ? Он (она) играет с малышами».
2.Ребёнок и мать с младенцем. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: печальное или весёлое ? Он (она) гуляет со своей мамой и малышом».
3.Объект агрессии. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: печальное или весёлое ?»
4.Одевание. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: печальное или весёлое ? Он (она) одевается».
5.Игра со старшими детьми. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: печальное или весёлое ? Он (она) играет со старшими детьми».
6.Укладывание спать в одиночестве. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: печальное или весёлое ? Он (она) идёт спать».
7.Умывание. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: печальное или весёлое ? Он (она) в ванной».
8.Выговор. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: печальное или весёлое ?»
9.Игнорирование. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: печальное или весёлое ?»
10.Агрессивное нападение. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: печальное или весёлое ?»
11.Собирание игрушек. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: печальное или весёлое ? Он (она) убирает игрушки».
12.Изоляция. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: печальное или весёлое ?»
13.Ребёнок с родителями. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: печальное или весёлое ? Он (она) со своими мамой и папой».
14.Еда в одиночестве. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: печальное или весёлое ? Он (она) ест».
Выбор ребёнком соответствующего лица и высказывания каждого ребёнка фиксировались в специальном протоколе. Пример протокола приведен в табл. 2.
Таблица 2.
Протокол выявления тревожности у детей
Имя : Роман Возраст: 12 лет
Рисунок |
Высказывание |
Выбор | |
Весёлое |
Печальное | ||
лицо |
лицо | ||
1.Игра с младшими |
Мальчику надоело играть |
+ | |
детьми | |||
2.Ребёнок и мать |
Я люблю гулять с мамой |
+ | |
с младенцем. | |||
3.Объект агрессии |
Хочется ударить его стулом |
+ | |
4.Одевание |
Я люблю одеваться на прогулку |
+ | |
5.Игра со старшими |
Мама играет с ребёнком |
+ | |
детьми | |||
6.Укладывание спать |
Когда иду спать, беру игрушку |
+ | |
в одиночестве | |||
7.Умывание |
Потому что он умывается |
+ | |
8.Выговор |
Мама его ругает |
+ | |
9.Игнорирование |
Потому что тут малыш |
+ | |
10.Агрессивность |
Кто-то отбирает игрушку |
+ | |
11.Собирание |
Мама заставляет его собирать |
+ | |
игрушек |
игрушки | ||
12.Изоляция |
Дети не хотят с ним играть |
+ | |
13.Ребёнок |
Родители играют с ним |
+ | |
с родителями | |||
14.Еда в одиночестве |
Пьёт чай,я тоже люблю пить чай |
+ |
Прочие статьи:
Периодизация возрастного развития
Каждый возраст представляет собой качественно особый этап психического развития и характеризуется множеством изменений, составляющее в совокупности своеобразие структуры личности ребенка на данном этапе его развития. Особенности возраста определяются совокупностью многих условий. Это и система треб ...
Эвристическая модель как основной компонент концепции реализации теории эстетического
освоения мира учащимися
Предлагаемая нами эвристическая модель является динамичной и многоуровневой, выступает необходимой не только в качестве исходной теоретической разработки, концепции, исходного образца, но и в качестве действенного механизма формирования и развития программы исследования и реализации мироосваивающей ...
Мотивация педагогической деятельности
По мнению А.А. Реана, удовлетворенность профессией тем выше, чем оптимальнее у педагога мотивационный комплекс: высокий вес внутренней мотивации и внешне положительный и низкий внешне отрицательный. Л. Фестингер классифицирует учителей на основе их заключений о результативности учащихся. По его мне ...