Эвристическая модель как основной компонент концепции реализации теории эстетического освоения мира учащимися

Статьи об образовании » Социально-педагогическая теория эстетического освоения мира учащимися в системе дополнительного образования детей » Эвристическая модель как основной компонент концепции реализации теории эстетического освоения мира учащимися

Страница 1

Предлагаемая нами эвристическая модель является динамичной и многоуровневой, выступает необходимой не только в качестве исходной теоретической разработки, концепции, исходного образца, но и в качестве действенного механизма формирования и развития программы исследования и реализации мироосваивающей деятельности учащихся в учреждении дополнительного образования.

Моделирование позволило увидеть связи, лежащие, согласно предположению, в основе выделенной группы наблюдаемых явлений (эстетического освоения мира, специфики образного отражения многомерной действительности, формировании эстетических констант в мировосприятии учащегося, гармоничной социализации личности, создании эстетически окрашенной среды). Выступая аналогом фрагмента действительности, мироосваивающая деятельность учащихся представлена как компонент образовательного процесса в УДО, как совокупность занятий по освоению мира.

Обоснованная и апробированная нами эвристическая модель процесса эстетического освоения мира учащимися в системе дополнительного образования детей отражает в совокупности целевой (развитие субъектности и эстетически ориентированной позиции личности), содержательный (виды познания, творчества и развивающего досуга по различным направлениям: декоративно-прикладного, туристско-спортивного, художественного, хореографического, музыкального, социокультурного характера) технологический (технология МДС, моделирование звуковых картин, эмоц-образный тренинг, полихудожественные методы, имаго-техники вдохновения, эвристическая работа с сюжетом и др.) и аналитико-результативный (гностический, эмоциональный, деятельностный критерии и адекватные им показатели, диагностический инструментарий мониторинга, позволяющего выявить уровни сформированности эстетической позиции личности в освоении мира, а также эффективность реализации научно-обоснованной в исследовании социально-педагогической теории); структурные блоки, выступающие в качестве технологической основы проектирования и реализации мироосваивающей деятельности учащихся в учреждениях дополнительного образования детей (Рис.1).

Целевой

блок эвристической модели - ведущий целевой ориентир нашего исследования – формирование способной к эстетическому освоению мира личности как субъекта дополнительного образования, развитие личности, владеющей технологией мироосваивающей деятельности в социуме, осуществляющей рефлексию как способность познавать не только окружающий мир, но и самого себя. Сформированность эстетической позиции личности, являющейся индикатором эстетической культуры учащегося проявляет личностную направленность на поиск и создание красоты, соразмерности, гармонии во взаимоотношениях и социальных явлениях в целях гармонизации жизнедеятельности на основе знаний, умений и прочувствования эстетического богатства мира.

Содержательный блокмодели отражает наличие основных направлений содержания, видов и форм мироосваивающей деятельности учащихся, интегрирующей процессы эстетического восприятия, познания и преобразования объектов, явлений и субъектов окружающего мира, предусматривает сопряженность образовательных вариативных и индивидуальных программ для учащихся; совокупность приобретаемых учащимися эстетических знаний, ценностей, умений, навыков в избранном деле на предметном и надпредметном уровнях; опыта гуманизации отношений, креатива в эстетическом преобразовании среды и микроокружения.

В дополнительном образовании в процессе решения педагогических задач в творческой деятельности каждого направления (декоративно-прикладного, познавательного, туристско-спортивного, художественного, музыкального, досугового), ведущим становилось формирование эстетической установки на созерцание, наслаждение красоты и преобразование мира, позволяющей глубже понять и объективный смысл жизни.

Технологический блок моделивключает технологию мироосваивающей деятельности в социуме как системы последовательных взаимосвязанных процедур и операций, направленных на достижение цели формирования эстетически ориентированной личности, которая содержит этапы и процедуры пошаговой ее реализации, включая вводный, диагностический, прогностический, практический, рефлексивный, коррелирующих с эффективным применением определенных эстетически обогащающих техник.

Страницы: 1 2 3


Прочие статьи:

Основные подходы к изучению агрессии
В теории, объясняющей природу агрессии человека, существует несколько подходов. Все они отражают воззрения и эмпирический опыт конкретных исследователей и психологических школ разного времени, но ни один из них еще не признан универсальным и исчерпывающим. Объясняется это тем, что в современной нау ...

Выявление уровня развития словаря детей
Цель: подобрать диагностирующие методики и выявить уровень развития словаря детей 6–7 лет. Задачи: Подобрать методику, соответствующую условиям нашего эксперимента. Провести диагностическое обследование детей 6–7 лет, направленное на выявление уровня развития словаря. Из всего многообразия диагност ...

Направления государственной социальной политики по улучшению положения детей-сирот в России
В основных направлениях государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации главной целью обозначено обеспечение социализации детей, находящихся в особо трудных обстоятельствах, их полноценной реабилитации, в том числе социальной и психологической, и успешной инт ...

Меню сайта

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru