Эвристическая модель как основной компонент концепции реализации теории эстетического освоения мира учащимися

Статьи об образовании » Социально-педагогическая теория эстетического освоения мира учащимися в системе дополнительного образования детей » Эвристическая модель как основной компонент концепции реализации теории эстетического освоения мира учащимися

Страница 2

Технология мироосваивающей деятельности личности в социуме как процессуальная категория обеспечивает деятельностный двусторонний характер взаимосвязанной деятельности педагога и учащихся; совокупность приемов и методов освоения мира; моделирование и организацию образовательного процесса; наличие комфортных условий для преодоления разного типа препятствий, способствуя достижению цели формирования эстетически ориентированной личности.

Аналитико-результативный блок

включает гностический, эмоциональный, деятельностный критерии и показатели, диагностический инструментарий мониторинга, позволяющего выявить уровни сформированности способности личности к эстетическому освоению мира, а также эффективность реализации научно-обоснованной в исследовании социально-педагогической теории эстетического освоения мира в учреждении дополнительного образования детей.

Столь достаточно субъективированное явление как эстетическое освоение мира личностью потребовало специальной разработки критериев и соответствующих им показателей.

Гностический критерий содержит показатели системы знаний учащихся, включая: 1) знание основных эстетических понятий (красоты, гармонии и соразмерности явлений и предметов окружающего мира) и эстетических свойств действительности (прекрасного, возвышенного, трагического, комического, безобразного, низменного); 2) представления о процессе эстетического освоения мира и преобразования действительности (замысел – образ - поиск вариантов – продукт эстетической деятельности- эстетическое действие, рефлексия); 3) понятия о роли интуиции и воображения в творческом процессе освоения мира; 4) характеристики связей личности с социумом на основе понимания роли красоты в жизни человека; 5) диапазон эстетических интересов личности.

Эмоциональный критерий сформированности эстетической позиции учащегося конкретизирует следующие показатели: 1) эмоциональная отзывчивость на эстетическое богатство мира, 2) внутренняя интенсивность эстетических чувств и переживаний, удовлетворенность процессом эстетического наслаждения; 3) внешняя эмоциональная экспрессия (развитая мимика, жест, богатство интонаций голоса); 4) диапазон вербального выражения своего отношения к красоте мира в интерпретациях и высказываниях; 5) выраженность потребности в эстетических впечатлениях, чувствах, мотивах.

Деятельностный критерий эстетической позиции личности содержит показатели: 1) умение построить свою деятельность по законам эстетики; 2) умение реализовать в деятельности эталоны красоты; 3) эстетическая активность в избранном виде деятельности; 4) умение применять образное моделирование; 5) осуществление рефлексии своей деятельности.

На основе выявленных критериев и показателей были определены группы для проведения дифференцированной опытно-поисковой деятельности учащихся в соответствии с уровнем их способности к эстетическому освоению мира. Использование экспериментальных программ, эстетически ориентированных проектов, творческих дел позволило повысить уровень развития учащихся, что показала входная, промежуточная и итоговая диагностика в рамках пролонгированного мониторинга.

На высоком уровне развития учащиеся показывали освоенные глубокие, осознанные, личностно принятые знания о канонах красоты, эмоциональные проявления учащихся были ярко выражены; проявлялся творческий осознанный уровень умений действовать и поступать в соответствии с эталонами красоты, рефлексия осуществлялась постоянно.

На среднем уровне констатировались знания разрозненные и личностно неосознанные, выявлялось недопонимание канонов красоты в конкретной предметной деятельности; эмоциональные проявления были неадекватны, недостаточно гармоничны; наблюдалось репродуктивное воспроизведение эталонов красоты в конкретной предметной деятельности и поступках; рефлексия ситуативна.

На низком уровне фиксировались отрывочные бессистемные знания в виде отдельных представлений, обнаруживалось непонимание канонов красоты даже в конкретной предметной сфере; эмоциональные проявления слабо выражены, дисгармоничны; наблюдалось отсутствие рефлексии, прослеживались эпизодические проявления в действиях и поступках в соответствии с эталонами красоты или полное отсутствие подобных.

Страницы: 1 2 3


Прочие статьи:

Сравнение едагогических систем Блонского и Шацкого
Большое значение для развития теории коммунистического воспитания имели работы П. П. Блонского и С. Т. Шацкого. Рассматривая воспитание как целостный процесс, П. П. Блонский видел его основную функцию в стимулировании развития личности. «…Воспитание,— писал он в статье «О наиболее типичных педагоги ...

Готовность ребенка к школе
Готовность к школе – понятие, которое в последние годы претерпело сильные изменения. Раньше по всей стране существовала единая система школьного обучения с четко фиксированным возрастом приема в школу, стандартными учебными программами и единообразными методами обучения. Это побуждало учителей и пс ...

Изучение свойств действий над числами
Урок 8 Тема урока: Свойства действий над числами Цели урока: а) образовательная: повторить основные свойства сложения и умножения чисел; научить применять эти свойства при вычислениях наиболее рациональным способом; повторять и закреплять правила сложения, вычитания, умножения и деления рациональны ...

Меню сайта

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru