«Ни в каком другом периоде своей жизни, – говорил Гаупп, - ребенок не выучивается столь многому, как в годы своих детских игр» . «Для дитяти игра – действительность, и действительность гораздо более интересная, чем та, что его окружает. Интереснее она для ребенка именно потому, что понятнее; а понятнее она ему потому, что отчасти есть его собственное создание. В игре дитя живет, и следы этой жизни глубоко остаются в нем, чем следы действительной жизни, в которую он не мог войти по сложности ее явлений и интересов. В действительной жизни дитя не более, как дитя, существо, не имеющее еще никакой самостоятельности, слепо и беззаботно увлекаемое течением жизни; в игре же дитя, уже знающий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими созданиями».
Игра издавна привлекает к себе внимание не только педагогов и психологов, но и философов, этнографов, искусствоведов. Природа «игрового интереса» еще мало изучена. Ю.В. Геронимус выделяет такие факты, способствующие возникновению игрового интереса:
· удовольствие от контактов с партнерами по игре;
· удовольствие от демонстрации партнерам своих возможностей, как игрока;
· необходимость принимать решения в сложных и часто неопределенных условиях;
· удовлетворение от успеха – промежуточного или окончательного;
· если игра ролевая, то удовольствие от процесса перевоплощения в роль и другие;
Игры отвечают важной биологической потребности организма в получении постоянной информации из внешней среды и компенсируют событийную (средовую) монотонность повседневной жизни, изолированность от полноценной природной и социальной среды. Размышляя о природе игры, сторонники биологической обусловленности игры считают: «Здесь внутренние законы развития действуют с такой силой, что у детей самых разных стран и эпох, несмотря на все противоположности в окружающих условиях, всегда пробуждаются на определенных ступенях возраста одинаковые инстинктивные игры».
Игры, как указывал крупнейший советский педагог А.С. Макаренко, приучают детей к тем физическим и психическим усилиям, которые необходимы для них в будущей повседневной деятельности.
Г.В. Плеханов – теоретик, пропагандист, доказывает, что в жизни общества труд предшествует игре и определяет ее содержание. В играх первобытных племен изображается война, охота, земледельческие работы.
В жизни отдельного индивидуума наблюдается обратное соотношение: ребенок в начале подражает игре и лишь позже начинает принимать участие. Г.В. Плеханов доказывает закономерность такого явления: игра служит средством подготовки к труду, средством воспитания .
В педагогической литературе понимание игры как отражение действительной жизни впервые было высказано великим педагогом К.Д. Ушинским. Он доказывает, что содержание игры влияет на формирование личности ребенка.
В создании отечественной теории игры велика роль Н.К. Крупской. Она считает игру потребностью растущего организма и объясняет это двумя факторами: стремлением ребенка познавать окружающую жизнь и свойственной ему подражательностью, активностью. Ту же мысль высказывает А.М. Горький: «Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить».
Вопрос о связи игры с трудом раскрывается и в статьях А.С. Макаренко. Он доказывает, что в хорошей игре рабочее усилие и усилие мысли. Игра стимулирует познавательную активность, вызывая у них положительные эмоции в процессе учебной деятельности. Эти высказывания доказываются данными физиологии. И.М. Сеченов говорит о прирожденном свойстве нервно-психической организации человека – безотчетном стремлении понимать окружающее. У ребенка это выражается в вопросах, играх.
Основоположник физического воспитания в России П.Ф. Лесгафт говорил: «Игра есть упражнение, при посредстве которого ребенок готовится к жизни. Игры составляют самое выгодное занятие для ребенка, при посредстве которого он обыкновенно приучается к тем действиям, которые ложатся в основании его привычек и обычаев, причем эти занятия обыкновенно связаны с возвышающим чувством удовольствия ».
Прочие статьи:
Социальные мотивы получения образования
Мотивация получения высшего образования зависит от различных факторов (гендерных, возрастных, специализации вуза и др.). Более того, можно предположить, что эти факторы действуют не изолированно друг от друга, а взаимосвязаны. Иными словами, можно попытаться выявить различные типы мотивации получен ...
Педагогическое наблюдение
Наблюдение за больными проводилось в условиях стационара, на занятиях ЛФК, тестирования, направленного на выявление особенностей выносливости у больных с инфарктом миокарда, качественного анализа собранных фактических данных. Методом выборки были найдены десять больных, которые до начала эксперимен ...
Анализ программных требований и диагностических методик по данной
теме
В дошкольном учреждении уделяется большое внимание воспитанию у детей культурно - гигиенических навыков. Во всех возрастных группах эта задача осуществляется в соответствии с программными требованиями. Детей учат осознавать ценность здорового образа жизни, бережно относиться к своему здоровью, знак ...