Теоретические основы физического воспитания младших школьников

Страница 3

Много внимания уделил вопросам физического воспитания и развития выдающийся педагог К.Д.Ушинский (1824 – 1870). Ему принадлежит приоритет в совершенно новом подходе к проблеме образования и воспитания человека. К.Д.Ушинский считал, что процессу образования и воспитания человека должно предшествовать всестороннее его изучение. Педагогический процесс должен постоянно базироваться на знании физиологии и психологии ребенка. Процесс умственного воспитания был неразрывно связан с физическими упражнениями. По его мнению, физические упражнения должны быть на каждом уроке, тогда умственная деятельность станет более эффективной. К.Д.Ушинский подчеркивал, что при физическом воспитании необходимо использовать народные игры, как наиболее доступные детям .

Огромный вклад в развитии теории физического воспитания и развития внес русский педагог, анатом и врач П. Ф. Лесгафт (1837 – 1909). Он писал: «Самое главное в режиме сохранения здоровья есть занятия физическими упражнениями, а затем уже режим пищи и режим дня…».

П. Ф. Лесгафт является признанным основоположником научной системы физического воспитания в России. Он считал, что физическое воспитание должно продолжаться всю жизнь, потому важно с детства учить ребенка сознательно усваивать физические упражнения, уметь рационально, то есть с наименьшей затратой сил, но с наибольшим эффектом, пользоваться ими. По мнению П. Ф. Лесгафта, принцип осознанности при обучении является необходимым условием для гармонического развития личности, осмысленность своих физических действий помогает ребенку рационально использовать свои силы. В физическом воспитании рекомендовал больше применять ходьбу, бег, прыжки, метание, гимнастические упражнения, путешествия. Разученные движения должны закрепляться в подвижной игре.

Идеи П. Ф. Лесгафта продолжил его ученик, выдающийся деятель, В. В. Периневский (1857 – 1937). Придавая огромное значение влиянию физических упражнений, на все органы тела и особенно центральной нервной системы. Особенно ценными являются его положение взаимосвязи физического и эстетического воспитания.

В.А.Сухомлинский бесспорно является учителем учителей, учивший науке и искусству воспитания. Много трудов посвятил он процессу обучения младших школьников: «Забота о здоровье – это важнейший труд учителя. Если измерить все мои заботы и тревоги о детях в течении четырех лет обучения, то добрая половина их – о здоровье». В.А.Сухомлинский считал, что суть физического воспитания в том, чтобы оно способствовало духовному развитию. Через физическую закалку - к духовной стойкости, твёрдости, мужеству. Эти теоретические выводы Александр Васильевич подтвердил практикой в своей «Школе радости» для дошкольников и учащихся первых четырёх лет обучения. Забота о человеческом здоровье, утверждал ученый, тем более о здоровье ребенка – это не просто комплекс санитарно – гигиенических норм и правил, не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил. Физическое воспитание на фоне общего гармонического развития – вот еще один тезис В.А.Сухомлинского.

Исследование ученых показали, что проблемой, является недостаточная двигательная активность детей, связанная с сокращением из года в год времени пребывания детей на свежем воздухе, с уменьшением их игровой и в целом двигательной активности.

Специалисты и педагоги по физическому воспитанию (Матвеев А.П., Мельников С.Б., Литвинов Е.Н., Степаненкова Э.Ю., Качашкин Б.М., Ашмарин Б.А. и другие) считают, что целью физического воспитания является воспитание здорового, жизнерадостного, жизнестойкого, физически совершенного, гармонически и творчески развитого ребенка.

По мнению А.П.Матвеева, целью физического воспитания является оптимизация физического развития человека, всестороннее совершенствование свойственных каждому физических качеств и связанных с ними способностей в единстве с воспитанием духовных и качественных качеств, характеризующих общественную, активную личность, обеспечить на этой основе подготовленность к плодотворной трудовой и другим видам деятельности.

По мнению Степаненковой Э.Ю., физическое воспитание – целенаправленный педагогический процесс, направленный на формирование двигательных навыков, психофизических качеств, достижение физического совершенства. Оно не только играет важнейшую роль в формировании физической культуры ребенка, но и придает ему как общечеловеческие, так и национально–культурные ценности. Основы физической культуры усваиваются ребенком и успешно развиваются и совершенствуются под воздействием учителя. Физическое воспитание способствует гармоническому развитию личности ребенка.

Страницы: 1 2 3 4 5


Прочие статьи:

Ритмические упражнения
Дети с большой радостью выполняют ритмические задания, связанные с несложными инструментальными произведениями. Например, одна группа выполняет ритмический рисунок на ударных инструментах, вторая – на шумовых. Часто импровизируют, добавляют что-то своё. В качестве такого музыкального репертуара исп ...

Проявления коммуникативно-педагогических ошибок учителей во взаимоотношении с младшими школьниками
Человеку свойственно ошибаться, однако не следует чрезмерно опасаться возможных ошибок, ведь от них не застрахованы даже опытные педагоги. Когда школьный учитель впервые входит в класс, для него многое неожиданно. Но хотя новая окружающая его обстановка порой полна неясностей, решения он должен при ...

Ведущие тенденции современного развития мирового образовательного процесса и педагогической мысли
1. Усиление базового образования. Базис – обязательный минимум содержания образования. В США базис состоит – англ. яз., литературы, математики, соц.науки, компьютерная техника, естествознание. Все остальное по выбору. В Англии – англ., лит-ра, религия, математика. По выбору до 1000 предметов. К 60 ...

Меню сайта

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru