Данная работа посвящена проблемам формирования мотивации в процессе обучения. Традиционная система организации учебно-воспитательного процесса всегда строилась на консервативных принципах «должен», «обязан», что, естественно, затрудняло реализацию основного понятия демократизации и гуманизации образования. Но с начала 90-х годов прошлого столетия произошли перемены в общественном сознании. Вступающие в жизнь выпускники должны стать конкурентоспособными, то есть иметь высокий образовательный уровень, обладать прочными знаниями и способностью принимать быстрые, правильные, самостоятельные решения, работать с информацией, соединять, когда требуется, знания из разных областей. В этих условиях достижение желаемого результата связано, как никогда ранее, с подготовкой учащихся к самостоятельной творческой деятельности. Поэтому задача учить творчеству, воспитывать самостоятельную личность, не просто владеющую знаниями, а умеющую их применить, выдвигается в процессе обучения на одно из первых мест. Вот почему в настоящее время вновь усиливается интерес к формированию мотивации, которая во многом определяет "человеческий фактор" и признана бесспорной движущей силой человеческого поведения и, в частности, учения.
Все последовательнее в методических работах учитывается системообразующий характер учебной мотивации, объектом формирования которой выступают все компоненты мотивационной сферы: мотивы, цели, эмоции и все стороны умения учиться. Учебный процесс становится важнейшим мотивирующим фактором при условии его нацеленности на формирование устойчивого интереса к предмету и процессу учения, на развитие потребности учащихся этот интерес удовлетворить и создание условий, способствующих активизации мотивационной сферы учащихся и успешному овладению умением учиться в творческом режиме.
Целью исследования является выявление актуальных проблем при формировании мотивации учебной деятельности учащихся и определение возможных путей решения данных проблем.
Объектом исследования является процесс обучения учащихся.
Предметом научного поиска – актуальные проблемы и наиболее эффективные пути и средства формирования положительной мотивации учащихся в процессе обучения.
В основу исследования положена следующая гипотеза: процесс формирования мотивации как целостной иерархически организованной системы будет протекать успешно, если:
- выявить механизм, психолого-педагогические условия и источники формирования учебных мотивов, связанных с деятельностью преподавания и учения;
- определить основные проблемы, влияющие на формирующие факторы мотивации;
- учебный процесс обеспечивается разработанными методами, приемами и средствами, способствующими формированию положительной мотивации учащихся.
В соответствии с целью и гипотезой были поставлены следующие задачи исследования:
- раскрыть психолого-педагогическую сущность и структуру мотивации учебной деятельности;
- выявить механизм, источники и психолого-педагогические условия формирования мотивации учебной деятельности;
- разработать методические рекомендации для эффективного осуществления положительной мотивации.
Методы исследования определялись гипотезой и задачами заявленной проблемы. В соответствии с логикой исследования использовался комплекс взаимодополняемых методов: анализ психолого-педагогической, философской, методической литературы; изучение нормативных документов. Ведущая роль в исследовании принадлежала педагогическому эксперименту, в ходе которого применялись наблюдение, тестирование, анкетирование, анализ документации, результатов деятельности, методы математической статистики при обработке итоговых данных. Применяемые методы позволили адекватно диагностировать уровень сформированности мотивации учебной деятельности учащихся в процессе обучения.
Активизация - постоянно текущий процесс побуждения к энергичному, целенаправленному учению, преодоление пассивной и стереотипной деятельности, спада и застоя в умственной работе.
Знание – это понимание, сохранение в памяти и воспроизведение фактов, сведений, понятий и др.
Интерактивные методики обучения - это специальная форма организации познавательной и коммуникативной деятельности, в которой обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают.
Интерес - особая нацеленность психического аппарата человека (ребенка) на тот или иной предмет.
Коммуникация – связь, в ходе которого происходит обмен информацией между системами в живой и неживой природе.
Методы обучения – это совокупность приемов и подходов, отражающих форму взаимодействия учащихся и учителя в процессе обучения.
Мотив – опредмеченная потребность, т.е. потребность, нашедшая свой предмет.
Мотивация – общее название для процессов, методов, средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования.
Мотивация достижения – стремление к улучшению результатов, неудовлетворенность достигнутым, настойчивость в достижении своих целей, стремление добиться своего, во что бы то ни стало – является одним из ядерных свойств личности, оказывающих влияние на всю человеческую жизнь.
Навык – автоматизированный компонент сознательной деятельности, это умения, доведенные до автоматизма высокой степени совершенства.
Обучение – специально организованный, целеполагаемый и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направляемый на усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями.
Преподавание – это обучающая деятельность педагога по организации усвоения учебного материала.
Потребность – это осознанное отсутствие чего-либо, вызывающее побуждение к действию.
Проектный метод – форма проведения занятий, когда студенты получают возможность творческого проявления при разработке обозначенной цели, совместного планирования и осуществления учебных и рабочих шагов, защиты своих позиций при презентации финальных результатов.
Процесс обучения – целенаправленный процесс взаимодействия обучаемых и обучающих, в ходе которого осуществляется образование, воспитание и развитие обучаемых; носит двусторонний характер.
Самоактуализация – процесс полного развития личностных потенциальных возможностей.
Умение – способность выполнять некие операции (действия), опираясь на правила. Это владение способами, применение знаний на практике.
Учение - это сложная деятельность, обязательно включающая в себя в развернутом или свернутом виде звено создания готовности, принятия учебной задачи, ориентировки в ней, звено учебных действий, преобразований учебного материала (а позднее и своей деятельности), звено контроля, оценки своей учебной работы.
Прочие статьи:
Цели и содержание обучения иностранным языкам
Целевой компонент структуры процесса обучения иностранного языка детерминируется потребностями современного общества и представляет собой педагогически сформулированный социальный заказ общества. Он зафиксирован в различных государственных документах, например, в проекте Всемирного государственного ...
Воспитательная работа классного руководителя
Классный руководитель – учитель, организующий учебно – воспитательную работу в порученном ему классе. Институт классного руководства сложился очень давно, практически вместе с возникновением учебных заведений. В России до 1917 года эти педагоги назывались классными наставниками, классными дамами. И ...
Методические рекомендации воспитателям по развитию мышления
детей старшего дошкольного возраста
1. При работе по повышению уровня развития мышления детей воспитатель детского сада должен знать, что такое мышление и каковы его особенности на данном возрастном этапе. Мышление - вид интеллектуальной деятельности, процесс решения задач, связанный с открытием человеком нового знания для себя. Для ...