Актуальность выбранной темы объясняется тем, что современному обществу требуются люди, способные самостоятельно решать возникающие перед ними вопросы, а так же творчески подходить к своей работе, то есть не только пассивно воспринимать происходящие в обществе изменения, но и самим принимать в них деятельное участие. Все это требует изменения содержания образования, функции обучения. И главное место отводится начальному звену, так как именно в младшем школьном возрасте берет свое начало развитие потребностей, способностей, склонностей, интересов учащихся.
До поступления в школу ведущим видом деятельности ребенка была игра. С началом систематического обучения в школе на смену приходит учебная деятельность. Но все же игра не утрачивает своей актуальности, она становится не только средством, но и одной из форм обучения младших школьников, способствует формированию учебной деятельности, активизирует познавательную деятельность учащихся начальных классов. Использование игровых моментов в начальной школе тесно связано с решением ряда вопросов:
место занимательности на уроке;
целесообразность ее использования;
функции занимательности;
методика проведения;
систематизация игр, которые требуют разрешения.
Во взаимодействии педагогов с детьми игра занимает немаловажное значение. На это указывали такие выдающиеся педагоги как К.Д. Ушинский, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко и др. Психологические механизмы ИГРОВОЙ деятельности, ее влияние на развитие ребенка, возможности ее использования в педагогических целях привлекли внимание целого ряда педагогов и психологов: Я.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, Н.С. Лукина и др.
Активизация познавательной деятельности младших школьников. Этому вопросу посвящены работы В.В. Давыдова, Ю.К. Бабанского и др. В работе учителей начальных классов можно выявить ряд недостатков, которые мешают эффективному применению игры в обучение младших школьников. Они сводятся к следующему:
использование игровых моментов, не соответствующих возрастным и
индивидуальным особенностям детей;
методически неграмотное проведение игр в процессе обучения младших
школьников;
отсутствие наглядного и раздаточного материала, использование которого
давало бы наибольший эффект при организации игр.
Исходя из вышеизложенного, я сформулировала проблему нашего исследования следующим образом:
"Какие условия необходимы, чтобы игра наиболее эффективно использовалась в процессе формирования учебной деятельности, воспитания устойчивого интереса к учению?"
Решение данной проблемы составляет цель нашего исследования.
Объектом исследования является активизация познавательной деятельности младших школьников.
Предметом исследования являются психолого-педагогические условия эффективного использования игрового и занимательного материала для активизации мыслительной деятельности в обучении младших школьников.
Задачи исследования:
Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования.
Раскрыть психолого-педагогические особенности использования игры с детьми младшего школьно возраста.
Опытно-экспериментальным путем исследовать педагогические условия эффективности использования игры и игровых моментов в учебном процессе для активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках математики.
Обобщить конкретный практический опыт учителей начальных классов по применению игрового и занимательного материала.
Разработать методические рекомендации по эффективному подбору и использованию игрового материала. Апробировать этот материал с детьми на уроках.
Прочие статьи:
Подготовка и проведение констатирующего эксперимента
С целью определения уровня развития творческих способностей детей в дошкольном возрасте нами была проведена их диагностика у дошкольников ДОУ детский сад №33 с. Пышлицы . В эксперименте приняли участие 27 детей старшей дошкольной группы. Для исследования нами были использованы экспресс-методики В. ...
Интерес к физической культуре как фактор повышения активности учащихся на
уроке физической культуры
Интерес – это осознанное избирательное положительное отношение к чему-либо, побуждающее человека проявлять активность для познания интересующего его объекта. Интерес характеризуется широтой, глубиной, устойчивостью, мотивированностью, действительностью. Интересы учащихся к уроку физической культуры ...
Особенности работы с детьми дошкольного возраста по
созданию аппликации из ткани
"Программой воспитания и обучения в детском саду" предусмотрено постоянное усложнение способов изображения и технических приемов, которыми дети должны овладевать в течении всего дошкольного детства. В обучении аппликации решаются следующие задачи: составлять декоративный узор из различных ...