Социально-педагогическая теория освоения учащимися мира в системе дополнительного образования детей интегрирует совокупность идей, составляющих смысловое ядро теории (идея развития эстетической сферы личности учащегося; идея эстетизации образовательного и жизненного пространства; идея активизации эстетической позиции субъекта освоения мира); базируется на научно обоснованных подходах (социально-педагогический, средовый, персонифицированный, полихудожественный); выявленных закономерностях (эстетико-природная обусловленность развития личности; образного отражения действительности; значимость активности субъекта в освоении мира); системе принципов (принципа эстетизации как системообразующего, единства истины, добра и красоты; гармонии; открытости; резонирования; увлеченности; образности; рефлексивности); составляющих концептуальные основы исследования.
В качестве ведущего методологического основания эстетического освоения мира учащимися, обеспечивающего принципиально новые преобразующие возможности постановки и решения не только прикладных, но и фундаментальных педагогических проблем, нами рассматривается принцип эстетизации.
Эстетизация образования представляет собой совокупность условий, обеспечивающих теоретически, методологически, содержательно, организационно и методически органическую целостность развития интеллекта в единстве с эмоциональным миром ребенка в целях формирования эстетически социализированной личности. Эстетизация дополнительного образования обогащает становление человека, содействует проявленности качеств и состояний, связанных с объединением биосоциальных начал человека (Ф.Ш.Терегулов), обеспечивающих его успешную гармоничную социализацию.
Идея эстетизации дополнительного образования детей тесно связана с реализацией совокупности подходов: социально-педагогического, средового, персонифицированного, полихудожественного, обеспечивающих гуманистическую направленность образования, усиливает утраченную нравственно-эстетическую сторону учебно-воспитательного процесса, содействует формированию способности гармонизировать жизнь и творчески преобразовать ее.
Социально-педагогический подход (А.Я. Журкина, М.А. Галагузова, В.И. Загвязинский, Р.А. Литвак, Л.В. Мардахаев, А.В. Мудрик, Т.А. Панкова, С.В. Сальцева) предусматривает акцентирование социализирующих факторов процесса дополнительного образования, доминантой которого утверждается становление личности, способной полноценно осваивать окружающую среду с эстетических позиций, реализовать свои права и свободно развиваться. Реализация идей социально-педагогического подхода способствовала организации помощи и поддержки подрастающему человеку в развитии его эстетического начала, в творческом освоении того, что заложено в индивиде от природы, и осознании того, что он приобрел в индивидуальном опыте социализации.
Реализация смысловой связи идеи эстетизации (Н.В. Осипова, С.Ю. Полуйкова, С.Т. Шацкий) и средового подхода (Ю.С. Мануйлов, В.И.Попова, В. Д. Семенов, В. Н. Шульгин) требует организации эстетической мироосваивающей деятельности учащихся как конструируемой и развивающейся в социуме, имеющем пространственные рамки, протяженность социальных отношений, действий, поступков. В нашем диссертационном исследовании создавалась эстетически формирующая педагогическая среда как цель и результат непрерывного личностно-ориентированного (персонифицированного) дополнительного образования детей, что позволяло усилить воспитательно-развивающий функционал дополнительного образования в освоении мира учащимися.
Персонифицированный подход (И.Я. Лернер, А.В. Петровский, И.Г. Дубов, А. Солонин, В. Солонина, Ю.Ф. Тунгусов, Е.Н. Устюжанина, Г.Г. Шек) в нашем исследовании предопределяет организацию соответствующей идее эстетизации культуро-творческого педагогического взаимодействия, усиливающего внимание к индивидуально-специфическим особенностям учащегося и его персональным успехам и достижениям, где педагог и учащийся встречаются и взаимодействуют как самобытные системы. Тип персонализированного обучения особенно актуален и необходим в дополнительном образовании, поскольку именно в творческих объединениях (мастерских, студиях, коллективах, секциях) освоение мастерства происходит благодаря стремлениям участников внести свой вклад в развитие индивидуальности другого и развитие общности. Особое значение в нашем исследовании придавалось учету гендерных различий в алгоритмах эстетического освоения мира мальчиками и девочками (по смысловому и эмоциональному признакам).
Полихудожественный подход (Б.П. Юсов) в процессе эстетизации дополнительного образования обуславливает многоаспектное освоение действительности, являясь концентрацией идей глубоких образных духовных связей явлений, объектов и субъектов мира, идеи планетарности как всеохватности во взаимосвязях мировых и космических процессов, ноосферные разработки ученых-космистов В.И. Вернадского, Тейяр де Шардена, Л.Н. Гумилева, Г.Д. Гачева, А.Ф. Лосева, П.А. Флоренского и др.
Прочие статьи:
Родной уголок
Как птице – воздух, рыбе – вода, зверю – лес, степь горы, так человеку нужна Родина. На берегу великой русской реки Волги раскинулось село Политотдельское Сталинградской области. У каждого города и села, большого или маленького, старинного или только возникшего, есть свое лицо. Своеобразно наше сел ...
Научные основы процесса обучения. Функции ПО, их характеристика. Проблема
целостности в реализации функций обучения
Единство функций ПО. Необходимость комплексной реализации всех компонентов содержания образования и направленность пед-го процесса на всестороннее, творческое саморазвитие личности школьника обуславливает основные функции обучения: образовательную, воспитательную и развивающую. → образ-ая фун ...
Сюжетно-ролевая игра детей младшего дошкольного возраста
Разыгрывая тот или иной сюжет игры, ребенок берет на себя определенную роль – мамы, летчика, врача и др. Как правило, в играх бывает не одна, а две или больше ролей. Иначе невозможно передать даже несложный сюжет – нельзя изображать маму, если у нее нет дочки, или доктора, если ему некого лечить. К ...