Ортобиотка - основа здоровьесберегающей педагогической технологии

Статьи об образовании » Ортобиотика – как здоровьесберегающая технология обучения » Ортобиотка - основа здоровьесберегающей педагогической технологии

Страница 1

Среди здоровьесберегающих технологий, применяемых в системе образования, выделяют несколько групп, отличающихся разным подходом к охране здоровья.

Элементами медико-гигиенических технологий являются использование профилактических программ, контроль и помощь в обеспечении гигиенических условий в соответствии с рекомендациями СанПиНов (нормальная влажность воздуха, хорошая освещенность и т.п.), профилактика различных заболеваний (прививки, диспансеризация).

Физкультурно-оздоровительные технологии (ФОТ) направлены на физическое развитие студентов. К ФОТ относятся закаливание, тренировка силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств, отличающих здорового, тренированного человека от физически слабого.

Технологию обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ) реализуют специалисты по охране труда, защите в ЧС, строители, представители инженерно-технических служб, гражданской обороны и др. Грамотность студентов по этим вопросам обеспечивается изучением курса ОБЖ и спец. дисциплин.

Главным отличительным признаком здоровьесберегающих образовательных технологий (ЗОТ) является использование психолого-педагогических приемов и методов для решения задач сохранения и укрепления здоровья студентов:

Защитно-профилактические технологии направлены на защиту человека от неблагоприятных для здоровья воздействий (ограничение предельного уровня учебной нагрузки, использование страховочных средств в спортзалах с целью профилактики травматизма, поддержание чистоты и порядка в учебных помещениях);

Компенсаторно-нейтрализующие технологии восполняют недостаток того, что требуется организму для полноценной жизнедеятельности (проведение физкультпаузы, эмоциональные разрядки или «минутки покоя»);

Стимулирующие технологии позволяют активизировать собственные силы организма (температурное закаливание, физические нагрузки);

Информационно-обучающие технологии обеспечивают студентам уровень грамотности, необходимый для эффективной заботы о собственном здоровье;

Организационно-педагогические технологии (ОПТ) определяют структуру учебного процесса, частично регламентированную в СанПиНах, способствующую предотвращению переутомления, гиподинамии и других дезаптационных состояний;

Образовательные технологии оцениваются как здоровьесберегающие при следующих условиях:

- разработана и реализуется система оперативного, текущего и этапного контроля над состоянием здоровья студентов (мониторинг здоровья);

- в содержание и организацию преподавания всех учебных дисциплин интегрированы вопросы, связанные с охраной здоровья, с учетом межпредметных связей и схемы общего структурирования учебно-тематических блоков;

- процесс обучения строится с учетом возрастных анатомо-физиологических и психологических особенностей студентов (биологического возраста, их базовых потребностей, ведущей деятельности и др.), закономерностей становления их психических функций (переход от совместных действий к самостоятельным, от действий материального плана к действиям речевого и умственного планов и т.д.);

- обучение строится по единицам, а не по элементам, отдается предпочтение значимому, осмысленному материалу, минимализуются чисто технические задания, учитываются закономерности угасания следа при запоминании;

- учтены индивидуальные особенности студентов, разработаны приемы работы с группой риска;

- работой всех преподавателей обеспечивается достаточный уровень мотивации студентов, они эмоционально вовлекаются в процесс обучения, и, следовательно, заинтересованы в его результатах;

- учебно-воспитательный процесс ориентирован на формирование представлений, а не на передачу знаний, на развитие личности студента как субъекта обучения;

- обеспечивается предупреждение переутомления студентов, перегрузки их памяти и связанные с этим состояния дистресса путем чередования периодов напряженной работы и расслабления, адекватного восстановления после периодов интенсивной деятельности, смены видов деятельности и т.д.;

- вся образовательная технология строится на приоритете позитивных воздействий. У студента планомерно формируются сознание успешности его деятельности, адекватная самооценка, для чего выбираются соответствующие по сложности задания;

- преподаватель использует показатель успешности студента для развития позитивных начал личности;

- оценка деятельности студента выполняет стимулирующую роль и осуществляется не только по конечному результату, но и по процессу его достижения;

- обеспечивается достаточный уровень общей и коммуникативной культуры преподавателя, что позволяет исключить элементы дидактогенного общения.

Состояние здоровья подрастающего поколения - важнейший показатель благополучия общества и государства, не только отражающий настоящую ситуацию, но и дающий прогноз на будущее. Трудовые ресурсы страны, ее безопасность, политическая стабильность, экономическое благополучие и морально-нравственный уровень населения непосредственно связаны с состоянием здоровья детей, подростков, молодежи. Педагогическая общественность всё больше осознаёт, что именно преподаватель может сделать для здоровья студента гораздо больше, чем врач.

Страницы: 1 2 3


Прочие статьи:

Психологическая характеристика периода взрослости
Впервые задачу, связанную с изучением периода взрослости, поставил в 1928 г. Н.А. Рыбников, который предложил называть этот раздел возрастной психологии «акмеологией» (от греч. «акме», что означает — апогей развития, точка его наивысшего роста, расцвета) — наукой о периоде расцвета всех жизненных с ...

Особенности овладения словообразованием и словоизменением в онтогенезе и при дизонтогенезе
Алексеева М.М., Яшина В.И., Лепская Н.И., Арушанова А.Г., Фомичева М.Ф. рассматривали проблемы развития словообразования и словоизменения детей с нормой речевого развития. По мнению Арушановой А.Г. основным источником развития навыков словообразования и словоизменения детей является повседневное об ...

Эффективность социально-педагогической теории освоения мира учащимися в системе дополнительного образования детей
Организованная опытно-поисковая работа по проверке условий эффективности освоения мира учащимися осуществлялась на базе ряда учреждений дополнительного образования г.Оренбурга ( ЦЭВД, Школа «Вдохновение», ЦВР «Подросток»), г.Новотроицка (Центр развития творчества детей и юношества (ЦРТДЮ), г.Магнит ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru