Полноценное развитие речи является необходимым условием гармоничного развития личности.
Речь – это деятельность, которая осуществляется при согласованном функционировании головного мозга и других отделов нервной системы. В осуществлении речевой функции принимают участие слуховой, зрительный, двигательный и кинестетический анализаторы.
Для правильного произнесения звука ребенку требуется воспроизвести артикуляционный уклад, состоящий из сложного комплекса движений, при этом артикуляция, фонация и дыхание должны быть достаточно скоординированы в своей работе, а речедвижения соотнесены с соответствующими слуховыми ощущениями.
Н.А. Бернштейн разработал теорию организации движений и отнес речь к высшему уровню организации движений. Н.А. Бернштейном определены этапы выполнения произвольного движения, которые необходимо учитывать при коррекционной работе с различными формами речевой патологии, характеризующейся нарушением произвольных моторных актов. На начальном этапе осуществляется восприятие и оценка ситуации самим индивидом, включенным в данную ситуацию. На втором этапе намечается двигательная задача и образ того, что должно быть. Двигательная задача постепенно усложняется. По ходу выполнения движения ЦНС осуществляет коррекцию с тем, чтобы поставленная двигательная задача и модель (эталон) будущего движения совпали. На третьем этапе происходит программирование решения определившейся задачи, т.е. индивид сам намечает цель и содержание и адекватные средства, с помощью которых он может решить двигательную задачу. На четвертом этапе осуществляется фактическое выполнение движений: человек преодолевает все избыточные степени движения, превращает его управляемую систему и выполняет нужное целенаправленное движение. Это возможно в том случае, если индивид овладел координацией движений. Нарушение одного из компонентов координации (точность, соразмерность, плавность) ведет к нарушению движения в периферическом отделе речевого аппарата.
Ребенок усваивает речь в определенной последовательности по мере созревания нервно-мышечного аппарата. Он рождается с готовыми к функционированию органами артикуляции, но проходит достаточно длительный период, прежде чем он сможет освоить фонетику родного языка.
Для развития звуковой стороны речи имеет огромное значение развитие подвижных мышц артикуляционной моторики: губ, языка, нижней челюсти, мягкого неба.
Артикуляция [лат. articulare членораздельно разговаривать] – деятельность органов речи (губ, языка, мягкого неба, голосовых складок), необходимая для произнесения отдельных звуков речи и их комплексов.
Артикуляционный комплекс – совокупность речедвижений, необходимых для данного звука или данной сложной единицы выражения.
Проблемой развития артикуляционной моторики с целью развития речи, профилактики нарушений звукопроизношения занимались: М.Ф. Фомичева, Н.Л. Крылова, Т.А. Ткаченко, Е.Ф. Рау, О.В. Правдина, Р.Е. Левина, Г.А. Каше и другие.
Артикуляционный отдел состоит из языка, губ, нижней челюсти, мягкого неба, увули, зубов, альвеол и твердого неба. Наиболее подвижным речевым органом является язык. Он состоит из корня языка и спинки, в которой различают заднюю, среднюю и переднюю части.
Нижняя челюсть может опускаться и подниматься, изменяя раствор рта, что особенно важно при образовании гласных звуков.
Когда мягкое небо опущено, то вдыхаемая струя воздуха проходит через нос; так образуются носовые звуки. Если мягкое небо поднять, то оно прижимается к задней стенке глотки и образует качественный небноглоточный затвор, то есть закрывает проход в нос; тогда вдыхаемая струя воздуха идет только через рот, и образует ротовые звуки.
Развитие артикуляционной моторики у дошкольников – это сложный педагогический процесс, так как он осуществляется за счет специальных многократно повторяемых упражнений. Для точного восприятия, понимания и усвоение каждого упражнения необходима достаточность, сформированность зрительного и слухового восприятия, внимание, память, способность концентрации воли, усидчивость, хорошо развитая работоспособность.
Таким образом, в нашем исследовании развитие речевой моторики у старших дошкольников – это процесс, направленный на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
Прочие статьи:
Анализ эффективности реализации дополнительной образовательной программы
Для определения результативности разработанной и реализованной дополнительной образовательной программы по изобразительной деятельности «Краски в ладошке» была проведена вторичная диагностика уровня развития художественно-творческих способностей по следующим показателям: реализм воображения, умение ...
Самостоятельная читательская деятельность на уроках внеклассного
чтения
Внеклассное чтение в начальной школе является обязательной подготовки детей к самостоятельному чтению. Цель внеклассного чтения – познакомить учащихся с детской литературой, входящей в круг чтения современного младшего школьника, сформировать интерес к книге, умения и навыки работы с ней, воспитать ...
Психолого-педагогические аспекты применения различных художественных техник
в старшей дошкольной группе
дошкольный творчество изобразительное искусство Детство – это первая ступень человека, на которой начинается познание мира. Через конкретные живые образы природа вливается в живое существо миром красок, чувств, разнообразных форм и явлений. На этом важном жизненном этапе идет процесс интенсивного п ...