Положение детей – социальных сирот в современной России

Статьи об образовании » Социальное сиротство » Положение детей – социальных сирот в современной России

Страница 1

В современных условиях количество детей, оставшихся без попечения родителей, возрастает с каждым годом. Сиротство – проблема, которая крайне остро стоит перед нашим обществом.

Наиболее трагичен то факт, что стремительно растет количество брошенных новорожденных младенцев, которые наиболее чувствительны к отрыву их от биологической матери. Это более типично для крупных индустриальных городов. Детство – период, когда закладываются функциональные качества личности, обеспечивающие психологическую устойчивость, позитивные нравственные ориентации на людей, жизнеспособность и целеустремленность. Эти духовные качества личности не формируются спонтанно, они формируются в условиях родительской любви, когда семья создает у ребенка потребность быть признанным, способность сопереживать и радоваться другим людям, нести ответственность за себя и других.

Ребенок, потерявши родителей – это особый, по-настоящему трагический мир. Потребность иметь отца и мать – одна из сильнейших потребностей ребенка.

Назвать все причины сиротства довольно трудно, поскольку это многоаспектная проблема, которой занимаются ученые разных областей наук (медики, психологи, социологи, педагоги и д.р.). Выделяют три наиболее яркие причины данного явления:

Первая, заключается в том, что родители (чаще всего мать) добровольно отказываются от своего несовершеннолетнего ребенка, причем чаще это наблюдается в младенческом возрасте: отказ о новорожденного в родильном доме, подброшенные новорожденные. С юридической точки зрения отказ от ребенка – правовой акт, который официально подтверждается специальным юридическим документом. В течении трех месяцев родители (мать) могут изменить свое решение, и ребенок может быть возвращен в семью.

Вторая причина связана с принудительным изъятием ребенка из семьи, когда родители лишены родительских прав в целях защиты интересов ребенка. В основном это происходит с неблагополучными семьями, в которых родители страдают алкоголизмом, ведут антисоциальный образ жизни, недееспособны и т.п. Лишение родителей родительских прав – это также правовой акт, который осуществляется по решению суда и оформляется специальным юридическим документом.

И третья причина связана со смертью родителей. Сюда же могут быть отнесены дети, потерявшие родителей в силу каких-либо природных или социальных катаклизмов, вынуждающих население страны к хаотической миграции.

Понятие «социального сиротства» возникло в период кризисного состояния семьи, падения ее нравственных устоев, массовой беспризорности.

Рост разводов, когда ребенка воспитывает один из родителей – отец или мать, возрастание числа детей, рожденных вне брака (19,8% от числа новорожденных), безработица родителей, приводят к отклонениям в нравственном поведении ребят.

Сегодня в России 4 млн. беспризорных, 6 тысяч преступлении совершено подростками, 2 тысячи детей-самоубийц, 573 тысячи детей-сирот.

Комиссия по делам женщин, семьи и демографии при Президенте РФ отмечает, что за последние 5 лет число детей-сирот и детей-инвалидов увеличилось на 70%.

Причины социального сиротства:

рост числа родителей, лишенных родительских прав;

выросшие дети идут по стопам своих родителей, как и они, лишаются родительских прав;

обнищание населения;

рост наркомании и алкоголизма;

увеличение числа семей, где родители по состоянию здоровья, физического или психического, не способны воспитывать детей, большинство из них умственно отсталые;

возросло число семей, где нет нормальных условии для проживания;

несовершеннолетние матери бросают детей.

Резко сократилось число детей, которых берут под опеку. По сравнению с 1994 годом, на 50% сократилось усыновление, что влечет за собой необходимость увеличения мест в детских домах.

Рассмотрим типичные категории детей социального сиротства:

Дети-беглецы. В большинстве это подростки 15-16 лет (на данном этапе идет понижение критерия по возрастному признаку – 11-12 лет), чаще дети из городских семей, меньше из сельских. Они не хотят трудиться, предпочитают общаться со сверстниками, а не с родными. Среди них 56,7% девочки, 43,3% мальчики. Из них 8% прогуливали школу, 17% были исключены, 5% временно бросили школу, 69% учились, 1% окончили школу.

Большинство беглецов из распавшихся семей, или из семей, где постоянно возникают конфликты, ссоры.

Исследователи рассматривают причины ухода из семьи, как «побег от» и «побег к», что дает возможность рассматривать уход из семьи, как из-за притеснении или поиск чего-то. Причиной побега являются волнения ребенка из-за неудач в достижении цели. Конфликты в семье. Главное – в окружающей его среде.

Страницы: 1 2


Прочие статьи:

Педагогическая импровизация: исторический аспект
Исследователи в области педагогики уже давно обратили внимание на необходимость развития творческой личности учителя, но педагогической импровизации, неотъемлемому компоненту педагогической деятельности, до недавних пор уделялось недостаточно внимания. Слово «импровизация» (лат. improvisus) означае ...

Кроссворды
Слово "кроссворд" в переводе на русский язык означает "переплетение слов". Для того, чтобы разгадать кроссворд, надо в каждой клетке фигуры поставить по одной букве, начиная с пронумерованной клетки до края фигуры или до заштрихованной клетки. В строчках: 1. Действие, обратное у ...

Методические условия реализации метода проектов при обучении русскому языку в начальных классах
Специальная работа учителя по обученности проектной деятельности способствует успешному усвоению детьми учебной программы. Для выяснения уровня готовности к проектной деятельности у младших школьников был проведен эксперимент, в котором участвовали ученики 4 класса МОУ СОШ №38 г. Комсомольска-на-Ам ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru