Помимо выявления и описания основных видов и форм проявления вербальной агрессии в школьной речевой среде, необходимо обратиться к проблеме восприятия вербальной агрессии. В решении этой проблемы перед исследователем встает ряд отдельных вопросов, а именно:
1. Каковы возможные ответные реакции на речевую агрессию?
2. Какие факторы и условия общения (особенности речевых ситуаций) влияют на возникновение тех или иных ответных словесных реакций?
3. Каким образом ответная вербальная агрессия влияет на дальнейшее развитие ситуации общения?
В результате использования методов визуального наблюдения, опроса и сочинения, а также проективной методики незаконченных фраз, в речи изучаемого контингента школьников нами были выделены несколько групп возможных ответных реакций на вербальную агрессию:
1. Вербальная агрессия. Различные формы речевой агрессии как ответная реакция на предшествующие проявления вербальной агрессии были отмечены приблизительно в 65% сочинений шести- и восьмиклассников. Лишь один (!) восьмиклассник написал о неприемлемости речевой агрессии в адрес одноклассника ("У меня нет права сказать плохое слово о нем"). Чаще всего в качестве ответных форм речевой агрессии учащиеся используют оскорбления, грубые требования, прямые угрозы; реже - насмешки, враждебные замечания.
Опрос по опроснику Басса-Дарки показал, что к ответным проявлениям вербальной агрессии склонны около 50% пятиклассников и 44% учащихся 8-х классов. Именно такое количество опрошенных согласились со следующим утверждением: "Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ".
Примерно те же показатели - по данным методики незаконченных фраз (44% и 31% соответственно). Так, на фразу "Я могу повысить голос на того, кто ." вошедшие в эти проценты респонденты давали реакции типа: " .грубо разговаривает со мной"; " .повышает голос на меня"; " .меня оскорбляет" и т.п.
По данным визуального наблюдения за речевым поведением школьников этот показатель приблизительно одинаков у обеих возрастных групп - около 80%.
2. Сообщение о неправильных действиях, словах и поступках другому лицу (учителю, родителям, друзьям и др.) фигурирует в 19% сочинений шестиклассников и 7% восьмиклассников ("скажу классному руководителю"; "пойду жаловаться взрослому человеку"; "могу позвать кого-нибудь покруче него" и т.п.). Как показывают визуальные наблюдения, эти показатели достаточно объективны для старшеклассников (5-7%), но для учащихся средней школы несколько занижены (реально - около 25%).
3. Переходная физическая агрессия как ответ на вербальную агрессию диагностировалась достаточно редко - всего в 6% сочинений шестиклассников и 18% восьмиклассников и именно как реакция на оскорбление. По данным методики незаконченных фраз, эта разновидность агрессии диагностировалась у 6 % учащихся пятых классов и 1% восьмиклассников как ответная реакция на фразу "Если все против меня, то я .": " .буду драться"; " .дам всем в лицо"; " .начинаю всех калечить" и т.п.
Как показывает визуальное наблюдение за речью учащихся, переходная физическая агрессия является одной из самых редких возможных реакций на вербальную агрессию. Кроме того, очень часто можно наблюдать ситуацию, когда намерение применить физическую агрессию в ответ на речевую вербализуется (в форме прямой угрозы), но остается нереализованным.
Прочие статьи:
Проблемные вопросы изучения оптической дисграфии
Нарушения письма у детей связывают с воздействием целого комплекса различных экзогенных и эндогенных вредностей пренатального, натального и раннего постнатального периодов, а также с наследственной предрасположенностью (Д.Н.Исаев, К.Ф.Ефремов, С.М.Лукшанская, И.Н.Садовникова, А.Н.Корнев и др.). В п ...
Использование занимательного математического материала в
непосредственно-образовательной деятельности с детьми
Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. При этом роль несложного занимательного математического материала определяется на основе учета возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания: активизировать ...
Память, ее развитие, учет особенностей памяти в педагогическом процессе
Память – это способность к сохранению и воспроизведению прошлого. Одно из основных свойств НС, к-ое выражается в способности долго хранить инф-цию о событиях внешнего мира и делать ее достоянием сознания и поведения. Память – это форма психического отражения реальности, к-ая заключается в закреплен ...