В настоящей работе дана общая характеристика основных видов речевой агрессии, определены степень распространенности и специфика для изучаемой речевой среды, выделен приблизительный состав речевых жанров, представляющих той или иной вид вербальной агрессии. Кроме того, мы попытались соотнести между собой виды речевой агрессии, выделенные на разных основаниях.
2. Основные формы проявления вербальной агрессии в школьной речевой среде представляется целесообразным классифицировать и описывать с позиции теории речевых жанров, а конкретно - в рамках речеведческого подхода к проблеме речевых жанров. Использование этого подхода к анализу практического речевого материала, полученного в результате констатирующего эксперимента, позволило выделить следующие формы вербальной агрессии в школьной речевой среде: оскорбление, угроза, грубое требование, грубый отказ, враждебное замечание, порицание (упрек, обвинение), насмешка (колкость), ссора.
3. Особый исследовательский интерес в рамках изучения вербальной агрессии в школьной речевой среде представляет проблема речевой агрессии учителя, поскольку именно она имеет фундаментальные и наиболее опасные в коммуникативном отношении последствия: нарушает гармонию речевого общения в школьном коллективе, служит деструктивной речевой моделью для подражания учащихся, негативно сказывается на ходе учебно-воспитательного процесса.
4. Системный подход к исследованию речевых жанров, так или иначе связанных с явлением вербальной агрессии, предполагает комплексный анализ, наряду с вербальными, невербальных компонентов агрессивных высказываний. Это способствует лучшему пониманию потребностно-мотивационной стороны речевого поведения коммуникантов и позволяет более точно определить коммуникативные намерения говорящих, что, в свою очередь, помогает вырабатывать адекватные и максимально эффективные способы предотвращения и устранения вербальной агрессии в конкретных речевых ситуациях.
5. Комплексное исследование явления вербальной агрессии в школьной речевой среде предполагает также изучение проблемы восприятия агрессивных высказываний в собственный адрес участниками речевой ситуации - школьниками и учителями. Проведенные в этом направлении исследования подтверждают необходимость создания комплекса методов и средств гармонизации речевого общения в школьном коллективе, а анализ конкретных проявлений ответной речевой агрессии школьников позволяет наметить основные направления коррекционно-профилактической работы.
Несмотря на широкую распространенность вербальной агрессии в современном обществе и, особенно, в школьной речевой среде, до настоящего времени практически не выработано реальных и действенных способов ее преодоления. Имеющиеся разработки по данной проблеме касаются преимущественно физических проявлений агрессии и затрагивают контингент детей, чье поведение можно рассматривать как девиантное (отклоняющееся от нормы).
Однако именно это направление исследования вербальной агрессии, предполагающее выделение основных направлений коррекционно-профилактической работы; теоретическое описание и практическое внедрение методов и конкретных приемов коррекции отмеченного проявлениями агрессии речевого поведения; разработку коммуникативных стратегий и тактик, позволяющих предотвратить вербальную агрессию, представляется сегодня особенно актуальным как в общесоциальном, так и непосредственно в педагогическом отношении.
Поэтому целью данной главы являются определение основных путей осуществления контроля над вербальной агрессией в школьной речевой среде и выделение ведущих направлений работы по предупреждению и предотвращению вербальной агрессии учащихся и учителей общеобразовательной средней школы.
Прочие статьи:
В.А. Сухомлинский о требованиях к личности учителя
В 50–60-е годы ХХ века наиболее значительный вклад в теорию и практику гуманистического воспитания внёс В.А. Сухомлинский – директор Павлышской средней школы на Полтавщине. Его идеи гражданственности и человечности в педагогике оказались созвучны нашей современности. Воспитание во имя счастья ребён ...
Воспитание как общественное и педагогическое явление. Цели и ценности
гуманистического воспитания
Воспитание – рассматривается в пед-ке в широком и в узком смысле. В широком – это передача исторического и культурного опыта от поколения к поколению. В узком – это целенаправленная деят-ть по формированию у детей системы качеств лич-ти, взглядов и убеждений. Воспитание яв-ся двусторонним процессом ...
Состояние проблемы развития речевой моторики у детей шестого года жизни в теории
и практике педагогики
Полноценное развитие речи является необходимым условием гармоничного развития личности. Речь – это деятельность, которая осуществляется при согласованном функционировании головного мозга и других отделов нервной системы. В осуществлении речевой функции принимают участие слуховой, зрительный, двигат ...