В век научно-технического прогресса непомерно возросло влияние человека на окружающую природную среду. Последствия, которые следуют за непродуманными, скоропалительными технологическими решениями, ставят перед человечеством вопрос том, какой останется природа последующим поколениям. В связи с этим все актуальнее становится экологическое образование.
В неспециальном виде «экологическое образование» осуществлялось уже в древних цивилизациях Запада и Востока. Экологическая составляющая была частью общей картины мира основоположников философии: Конфуция, Лао-Цзы, Демокрита, Аристотеля. В Новое время экологическое образование в неспециальном виде сопутствовало зарождению и развитию экологической науки. Еще Песталлоци, Монтень и Руссо утверждали, что цель воспитания – развитие симпатии к другим людям и любови к природе. В России большой вклад в развитие природоохранительного просвещения внесли Д.И. Менделеев, К.А. Тимирязев, В.В. Докучаев, Г.А. Кожевников, В.П. Комаров, Г.Ф. Морозов, Н.М. Кулагин и др.
В ХХI веке необходимость всеобщего образования в области охраны окружающей среды связана с тем, что преодоление экологического кризиса только техническими средствами оказалось проблематичным. Невозможно поддерживать состояние равновесия, если общество не преобразовывает самое себя, свою нравственность, менталитет, а опирается только на технические знания и решения. Человечество ожидает длительный и трудный процесс совместного преобразования природы и общества, причем решающее значение в его деятельности будет иметь формирование цивилизации, отвечающей новым потребностям человека, согласованным с новыми реалиями окружающей природы.
С нашей точки зрения, причину неэффективности экологического образования можно искать в самой формулировке его задач. В начале 70-х гг. усиление внимания к проблеме охраны природы привело к активной пропаганде экологических знаний. Появился термин «природоохранительное просвещение». В это время экологическое образование рассматривалось именно как просвещение. К концу 70-х гг. в науке широкое распространение получает понятие «комплексная, социальная, глобальная экология», как наиболее адекватно отражающее сущность исследований по взаимодействию человека и общества в целом с природой. В связи с этим вместо «природоохранительного образования» стали говорить об «экологическом образовании». Последний термин устоялся и стал общеупотребительным . Во второй половине 80-х гг. под задачами экологического образования стали пониматься формирование экологической культуры и забота о защите природной среды. А в начале 90-х гг. на первый план стало выдвигаться формирование ответственного отношения к природе и становление экологического мышления.
Экологическое образование – это органичная и приоритетная часть всей системы образования, придающая ему новое качество, формирующая иное отношение не только к природе, но и к обществу, к человеку (экогуманизм). Экологизация образования означает формирование нового миропонимания и новый подход к деятельности, основанный на формировании ноосферно-гуманитарных и экологических ценностей.
Принципиальное значение, с нашей точки зрения, имеет методическая организация экологического образования. Следует отметить, что здесь существуют две основные тенденции: 1) разработка отдельного предмета «экология», который нужно вводить в содержание образования на различных уровнях; 2) «экологизация» всех учебных предметов, то есть междисциплинарное обсуждение экологических проблем.
На наш взгляд, наиболее перспективен именно второй подход.
Итак, экология – наука междисциплинарная. Поэтому экологическое образование должно осуществляться не только с помощью введения общих и специальных курсов по охране природы и экологии, но и привнесением экологических знаний в содержание общеобразовательных дисциплин, а также строиться на базе системообразующих экологических идей и понятий.
Прочие статьи:
Содержание, формы и методы физического воспитания детей в учебное и внеурочное
время
«Обучение и воспитание учащихся проводится в процессе учебной работы, внеклассных и внешкольных занятиях и общественно-полезного труда. Основной формой организации учебно-воспитательной работы в школе является урок» - говорится в Уставе средней общеобразовательной школы. Это указание в полной мере ...
Основные направления работы по развитию мелкой моторики с детьми младшего
дошкольного возраста с нарушением речи
Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры». Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. «Пальчиковые игры» как бы отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явле ...
Функции, принципы и модели дополнительного образования.
Условия интеграции основного и дополнительного образования
Классные занятия, обычно проводятся с постоянным составом учащихся, но заранее определенному расписанию и носят обязательный характер. Но, наряду с обязательными учебными занятиями, вне рамок учебного дня в школах и других учебных заведениях используются разнообразные формы учебной работы, которые ...