Трудно переоценить в решении поставленных задач роль литературы, потому что по сути своей она является частью культуры, видом искусства. В начальной школе уроки литературного чтения ориентированы на нравственное воспитание детей на основе полноценного восприятия художественного текста, освоения учащимися основ теории литературы. Картинки записаться к гинекологу москва ma-cl.ru.
Литературное чтение – сложная синтетическая деятельность мышления, воображения, восприятия, чувств, памяти и внутренней речи.
О.Л. Кабачек отмечает, что «чтение есть создание собственных мыслей при помощи мысли других людей». Для правильного восприятия содержание текста учащиеся должны иметь запас жизненных представлений, определенный круг конкретных знаний о действительности. Такой жизненный опыт ребенок начинает приобретать на уроках литературного слушания, начиная с первого класса.
Ребенок в первом классе уже готов к серьезной учебной работы, поскольку, в процессе обсуждения содержания литературных текстов у младших школьников активно развивается аналитическое мышление, память, воображение. В семь лет ребенок может осознавать свои представления и переживания при чтении художественных произведений, осмысливать их содержание и форму, а главное, в этом возрасте появляется способность наслаждаться художественным словом.
Значит, с этого времени ученик – читатель сможет полноценно воспринимать художественный текст, понимать и присваивать нравственные ценности, заключенные в произведениях.
Главная составляющая процесса нравственного воспитания на уроках литературного чтения является результативность – это включение разума, чувств и воли для поступка. Работа воображения и интуиции в процессе самостоятельного добывания нравственных ценностей из глубины художественного текста. Добываются эти ценности на уроке литературного чтения в процессе анализа художественного произведения.
Обучение этому непростому труду ведется буквально с первых уроков. Дети учатся узнавать, видеть, понимать очень важные вещи про себя, про людей, про жизнь и мир вокруг.
Художественное восприятие – сложный психический процесс, приводящий в «движение» весь жизненный опыт человека в ответ на содержание художественного произведения (слушание, говорение, чтение). Ребенок сначала воспринимает произведение в целом и только при втором прослушивании выделяет детали (первичное – эмоциональное, вторичное – осмысленное). Поэтому сначала ставятся общие вопросы: что понравилось в произведении? Какой поступок герой совершил? Какие чувства вызвал у вас персонаж?
Большую роль в восприятии художественного слова играет чтение учителем литературного произведения. Во время чтения учитель, используя средства выразительности, создает у детей первоначальные художественные образы героев, демонстрирует свое отношение к их моделям поведения. Слушая художественное слово, ребенок также впитывает музыку родной речи, осваивает средства речевой выразительности, эмоционально воспринимает позицию учителя.
Глубокому восприятию текста помогают и следующие приемы:
1. повторное комментируемое чтение, чтение по ролям,
2. высказывание личностных суждений, пересказ,
3. перечитывание и уточнение читательских позиций.
Основные принципы анализа художественного произведения, используемые учителем на уроках литературного чтения, сводятся к следующему:
1. Цель анализа художественного произведения – осознание его идеи, т.е. отношение автора к тому, что он изображает; анализу подлежит текст произведения, общие модели поведения героев (положительные и отрицательные).
2. Анализ проводится после эмоционального восприятия произведения; обсуждаются мотивы, обстоятельства, последствия поступков героев, их переживания. Для этого используется прием остановки чтения на кульминационных, проблемных моментах рассказа, и детям предлагается подумать (предположить) как будет решаться та или иная ситуация, вводится музыкальное оформление и др.
Таким образом, уроки литературного чтения могут рассматриваться как форма обогащения нравственного и эмоционального опыта детей, их духовно-нравственного развития.
Слушая или читая художественное произведение, младший школьник учится эмоционально воспринять произведение, начинает задумываться о нравственных категориях – добре и зле, дружбе и вражде любви и ненависти; испытывает радость, веселье, гордость, грусть, печаль, нежность, восхищение и другие чувства.
Прочие статьи:
Эффективность социально-педагогической теории освоения мира учащимися в системе
дополнительного образования детей
Организованная опытно-поисковая работа по проверке условий эффективности освоения мира учащимися осуществлялась на базе ряда учреждений дополнительного образования г.Оренбурга ( ЦЭВД, Школа «Вдохновение», ЦВР «Подросток»), г.Новотроицка (Центр развития творчества детей и юношества (ЦРТДЮ), г.Магнит ...
Эстетическое освоение мира учащимися как социально-педагогическое явление
Центральной категорией нашего исследования выступает «эстетическое освоение мира» как социально-педагогический феномен, обладающий широким спектром толкования содержания. «Эстетическое» (чувствующий, чувственный) трактуется как начало, общее универсальное свойство, пронизывающее все процессы и явле ...
Содержание деятельности учителя по формированию устойчивого навыка соблюдения
речевых норм учащимися 5-6 классов основной общеобразовательной школы
Формированию у учащихся устойчивого навыка соблюдения речевых, в том числе и лексических норм, конечно, непосредственно способствует прежде всего учитель. Поэтому совершенствование качества подготовки школьных учителей русского языка, связанное с необходимостью научить учащихся правильно пользовать ...