Трудно переоценить в решении поставленных задач роль литературы, потому что по сути своей она является частью культуры, видом искусства. В начальной школе уроки литературного чтения ориентированы на нравственное воспитание детей на основе полноценного восприятия художественного текста, освоения учащимися основ теории литературы.
Литературное чтение – сложная синтетическая деятельность мышления, воображения, восприятия, чувств, памяти и внутренней речи.
О.Л. Кабачек отмечает, что «чтение есть создание собственных мыслей при помощи мысли других людей». Для правильного восприятия содержание текста учащиеся должны иметь запас жизненных представлений, определенный круг конкретных знаний о действительности. Такой жизненный опыт ребенок начинает приобретать на уроках литературного слушания, начиная с первого класса.
Ребенок в первом классе уже готов к серьезной учебной работы, поскольку, в процессе обсуждения содержания литературных текстов у младших школьников активно развивается аналитическое мышление, память, воображение. В семь лет ребенок может осознавать свои представления и переживания при чтении художественных произведений, осмысливать их содержание и форму, а главное, в этом возрасте появляется способность наслаждаться художественным словом.
Значит, с этого времени ученик – читатель сможет полноценно воспринимать художественный текст, понимать и присваивать нравственные ценности, заключенные в произведениях.
Главная составляющая процесса нравственного воспитания на уроках литературного чтения является результативность – это включение разума, чувств и воли для поступка. Работа воображения и интуиции в процессе самостоятельного добывания нравственных ценностей из глубины художественного текста. Добываются эти ценности на уроке литературного чтения в процессе анализа художественного произведения.
Обучение этому непростому труду ведется буквально с первых уроков. Дети учатся узнавать, видеть, понимать очень важные вещи про себя, про людей, про жизнь и мир вокруг.
Художественное восприятие – сложный психический процесс, приводящий в «движение» весь жизненный опыт человека в ответ на содержание художественного произведения (слушание, говорение, чтение). Ребенок сначала воспринимает произведение в целом и только при втором прослушивании выделяет детали (первичное – эмоциональное, вторичное – осмысленное). Поэтому сначала ставятся общие вопросы: что понравилось в произведении? Какой поступок герой совершил? Какие чувства вызвал у вас персонаж?
Большую роль в восприятии художественного слова играет чтение учителем литературного произведения. Во время чтения учитель, используя средства выразительности, создает у детей первоначальные художественные образы героев, демонстрирует свое отношение к их моделям поведения. Слушая художественное слово, ребенок также впитывает музыку родной речи, осваивает средства речевой выразительности, эмоционально воспринимает позицию учителя.
Глубокому восприятию текста помогают и следующие приемы:
1. повторное комментируемое чтение, чтение по ролям,
2. высказывание личностных суждений, пересказ,
3. перечитывание и уточнение читательских позиций.
Основные принципы анализа художественного произведения, используемые учителем на уроках литературного чтения, сводятся к следующему:
1. Цель анализа художественного произведения – осознание его идеи, т.е. отношение автора к тому, что он изображает; анализу подлежит текст произведения, общие модели поведения героев (положительные и отрицательные).
2. Анализ проводится после эмоционального восприятия произведения; обсуждаются мотивы, обстоятельства, последствия поступков героев, их переживания. Для этого используется прием остановки чтения на кульминационных, проблемных моментах рассказа, и детям предлагается подумать (предположить) как будет решаться та или иная ситуация, вводится музыкальное оформление и др.
Таким образом, уроки литературного чтения могут рассматриваться как форма обогащения нравственного и эмоционального опыта детей, их духовно-нравственного развития.
Слушая или читая художественное произведение, младший школьник учится эмоционально воспринять произведение, начинает задумываться о нравственных категориях – добре и зле, дружбе и вражде любви и ненависти; испытывает радость, веселье, гордость, грусть, печаль, нежность, восхищение и другие чувства.
Прочие статьи:
Грамматические системы словообразования и словоизменения
По мнению Ефремовой Т.Ф. словообразование - образование слов от других слов с помощью определенных операций, подразумевающих содержательные и формальные изменения характеристик слова. Слово, полученное в результате процесса словообразования, называется производным или мотивированным. Исходное же сл ...
Особенности работы на основном этапе. Совместная деятельность
учителя и учеников
На основном этапе внеклассного чтения становится по-настоящему чтением вне класса: дети получают задания на дом, так как их читательские умения достигают порогового уровня достигают порогового уровня и они могут самостоятельно действовать с книгой и среди книг. Целью обучения на этом этапе провозгл ...
Индивидуальный контроль за переносимостью нагрузки
Контроль учителя за переносимостью нагрузок осуществляется визуально по окраске кожных покровов, обилию потовыделения и поведению учащихся, а так же по частоте пульса, дыхания и жалобам. Определяет моменты перехода от одной части к другой в зависимости от состояния учащегося. Внешние признаки Рабоч ...