Обучение математике через решение задач означает такую организацию учебного процесса, при которой через задачи, через их решение реализуется триединая цель обучения (обучающая, развивающая и воспитательная цели).
Под обучающей функцией, понимаются те задачи которые направлены на формирование у школьников системы знаний, умений и навыков. Эти знания, умения и навыки могут быть предусмотрены программой или служить ее расширению и углублению на различных этапах ее усвоения.
Под воспитательными функциями задач понимают:
1) возбуждение и поддержание интереса к математике;
2) воспитание у школьников ответственного отношения к математике;
3) воспитание потребности умения учится математике.
Развивающие функции задач:
1) формирование умений эффективно в изучении математики при использовании методов научного познания, такие как: наблюдение, сравнение, противопоставление, анализ, синтез, обобщение и др.;
2) овладение элементарной логической грамотностью;
3) овладение умением выполнять умозаключения индуктивного и дедуктивного характера;
4) умение правильно ставить мыслительный и/или практический опыт, выдвигать гипотезы, проверять их;
5) умение осуществлять выбор средств и методов для достижения поставленной цели, учитывая конкретные условия;
6) умение переводить простейшие ситуации жизненного характера на математический язык.
В соответствии с этим задачи в процессе обучения выступают как средство организации и управления учебно-познавательной деятельностью школьников на различных ее этапах: репродукция, эвристика, исследование.
Задачи играют большую роль и в формировании мышления. Советский психолог О.К. Тихомиров так охарактеризовал связи между решением задач и мышлением «мышление психологически выступает как деятельность по решению задач». Таким образом, можно утверждать, что решение текстовых задач позволяет более эффективно формировать мышление школьников.
Задачи в школьном курсе также выступают как средство связи теории с практикой, что соответствует одному из дидактических принципов обучения, а именно принципу прикладной направленности обучения.
Каждая задача в определенном месте учебного процесса может выполнять различные функции. Например, одна и также задача может выполнять функцию мотивации при введении нового математического понятия. Также эта задача может служить демонстрацией логики рассуждений и образцом оформления условия и решения. Эту же задачу можно применять для отработки навыка в решении задач под руководством учителя, а также при самостоятельном решении ее учеником. Задача может нести функции контроля знаний и умений. Задача может развивать творчество учащихся, если задача предполагает несколько способов решения.
2. Этапы решения текстовой задачи
В школьном образовании текстовые задачи всегда занимали особое место. Ещё задолго до нашей эры в Древнем Египте, Вавилоне, Китае, Индии были известны разнообразные методы решения текстовых задач.
Текстовая задача представляет собой словесную модель ситуации, явления, события, процесса и т.п. Как в любой модели, в текстовой задаче описывается не все событие или явление, а лишь его количественные и функциональные характеристики. Основная особенность текстовых задач состоит в том, что в них не указывается прямо, какое именно действие (или действия) должно быть выполнено для получения ответа на требование задачи. Задачи в обучении выступают в процессе обучения и средством стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности школьников. В своей работе мы рассматриваем текстовые задачи, которые могут способствовать активизации познавательной деятельности учащихся на уроке, для этого были подобраны задачи с необычным содержанием, задачи в стихах, нестандартные методы решения задач.
Существуют различные методы решения текстовых задач: арифметический, алгебраический, геометрический, логический и др.
Решить задачу арифметическим методом – значит найти ответ на требование задачи посредством выполнения арифметических действий над числами. Одну и ту же задачу можно решить различными арифметическими способами.
Решить задачу алгебраическим методом – это значит найти ответ на требование задачи, составив и решив уравнение или систему уравнений. Одну и ту же задачу можно также решить различными алгебраическими способами. Задача считается решенной различными способами, если для ее решения составлены различные уравнения или системы уравнений, в основе составления которых лежат различные соотношения между данными и искомыми.
Решить задачу геометрическим методом – значит найти ответ на требование задачи, используя геометрические построения или свойства геометрических фигур.
Прочие статьи:
Особенности принятия роли в игре
Прежде чем перейти к вопросу о принятии роли в игре рассмотрим основные понятия ролевой игры. Роль – это образ существа (человека, животного) или предмета, который ребенок изображает в игре. Ролевое (игровое) действие – это деятельность ребенка в роли. Определенная комбинация, последовательность ро ...
Подготовка и проведение констатирующего эксперимента
С целью определения уровня развития творческих способностей детей в дошкольном возрасте нами была проведена их диагностика у дошкольников ДОУ детский сад №33 с. Пышлицы . В эксперименте приняли участие 27 детей старшей дошкольной группы. Для исследования нами были использованы экспресс-методики В. ...
Анализ психолого-педагогической литературы
Современное общество отличается многообразием примеров образа жизни человека, с которыми постоянно сталкивается каждый ребенок. Это многообразие не всегда является образцом для ребенка, в результате создается хаотичность в представлениях ребенка о здоровом образе жизни и разрушаются уже сложившиеся ...