Проявления коммуникативно-педагогических ошибок учителей во взаимоотношении с младшими школьниками

Статьи об образовании » Педагогические ошибки учителей » Проявления коммуникативно-педагогических ошибок учителей во взаимоотношении с младшими школьниками

Страница 1

Человеку свойственно ошибаться, однако не следует чрезмерно опасаться возможных ошибок, ведь от них не застрахованы даже опытные педагоги. Когда школьный учитель впервые входит в класс, для него многое неожиданно. Но хотя новая окружающая его обстановка порой полна неясностей, решения он должен принимать незамедлительно. В этот момент учителя можно сравнить с водителем, впервые оказавшимся в оживленном транспортном потоке: его ошеломляют мчащиеся в разные стороны автомобили. Естественно, что в такой ситуации человек испытывает напряжение и состояние, близкое к паническому страху. Он старается сосредоточить внимание на собственных операциях, одновременно не упуская из виду действий окружающих его людей. Тех или иных ошибок ему все равно не избежать, но по мере того, как приобретаются опыт и навыки, многие действия будут совершаться автоматически. Его реакции и оценка ситуации станут более адекватными, он почувствует известное раскрепощение, сможет сосредоточить внимание на главном: достижении максимума эффективности в своих действиях и плавного продвижения вперед.

В педагогической работе можно допустить множество ошибок – как в преподавании, так и в межличностных отношениях. Они встречаются достаточно часто и поэтому требуют специального рассмотрения, а также практических рекомендаций в целях их избежания и преодоления. Рассмотрим коммуникативно-педагогические ошибки, возникающие в работе учителя:

1. Постановка голоса. Многим учителям порой трудно судить объективно об особенностях своего голоса. Так, приходится сталкиваться с людьми, говорящими в классной комнате настолько тихо, что учащиеся с большим трудом разбирают сказанное или вовсе ничего не слышат. В аудитории, где учащиеся не слышат слов преподавателя, возникает вопросительное переглядывание и недоуменный шум. Если на эти недостатки указать учителям, то выясняется, что они, как правило, не осознают всей серьезности положения. И напрасно. Проверить уровень громкости своего голоса несложно. Достаточно спросить сидящих в последних рядах, все ли отчетливо слышат то, что говорит учитель. Педагогу не следует ждать, пока кто-нибудь из учащихся обратится к нему с просьбой говорить громче, а ведь именно так порой и происходит. В отдельных случаях учитель по совету более опытных коллег намеренно понижает голос, надеясь тем самым заставить учащихся слушать его внимательнее. Ошибочный совет! Такой прием нежелателен, поскольку внимание учащихся должно быть сосредоточено на предмете объяснения, а не на голосе учителя.

Иногда педагог ведет урок так, что его голос гремит на весь класс. Хотя никаких затруднений в восприятии речи учителя у учащихся, казалось бы, не возникает, тем не менее, такая манера ведения урока страдает не меньшими недостатками, чем вышеописанная. Обычно даже начинающий учитель способен управлять своим голосом, надлежащим образом, если обратить на это его внимание. Если же он продолжает испытывать затруднения, то ему следует обратиться за помощью к специалистам, занимающимся постановкой голоса.

2. Излишне усложненный словарь. Довольно часто начинающие учителя допускают общую для них ошибку, пересыпая свою речь оборотами и терминами, привычными для них, но непонятными для учащихся. Если только речь не идет о терминологии преподаваемого предмета, то учителю следует пользоваться более элементарным словарным фондом. Это отнюдь не означает, что учитель должен впадать в противоположную крайность и, подлаживаясь под своих учеников, искусственно делать свою речь примитивной в лексическом отношении. Немного практики и наблюдательности помогут начинающему учителю отыскать "золотую середину". Но во всех случаях, когда учитель употребляет то или иное слово, с которым, по его мнению, незнакомы ученики, ему следует написать это слово на доске, объяснить его значение всему классу, а затем вызвать кого-либо из учащихся и удостовериться в том, что значение этого слова усвоено правильно.

3. Собственно коммуникативные ошибки. Общаясь с учащимися на занятиях в классе, учителя нередко говорят либо слишком быстро, либо слишком медленно. В первом случае учащиеся попросту не успевают вникнуть в сказанное учителем. Во втором – они с нетерпением ожидают, когда же преподаватель продолжит объяснение материала. В обоих случаях процесс обучения, по существу, срывается. Более опытные коллеги помогут начинающему учителю найти такой темп подачи материала, который соответствовал бы возможностям данного класса. Чаще наблюдается первая из двух ошибок: учитель стремится донести до учащихся чересчур обширную информацию в излишне быстром темпе.

Страницы: 1 2 3 4


Прочие статьи:

Традиционное обучение
Обучение-целенап-й пед-й процесс организ-ии и стимулир-я активной уч-позн-й деят-ти уч-ся по овладению ЗУНами, развитию творч-х спос-ей, мировозрения и нравс-но-эстетич-х взглядов т буждений. Говоря о сущности знания, нужно иметь ввиду 2 его смысловых оттенка. В одном случае это рез-т научного позн ...

Сущность дидактической игры и ее место в обучении дошкольников
Значение игры в воспитании ребенка рассматривается во многих педагогических системах прошлого и настоящего. Большинство педагогов расценивают игру как серьезную и нужную для ребенка деятельность. В истории зарубежной и русской педагогической науки сложилось 2 направления использования игры в воспит ...

Оптимизм – главный критерий ортобиоза
Сенека утверждал: «Пример более укорачивает путь к мудрости, нежели правила». Вот почему следует внимательно отнестись к опыту долгожителей. Тем более если речь идёт не о единичных случаях, а о фактах, многократно описанных в геронтологической литературе, которая свидетельствует, что здоровая среда ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru