Анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме познавательной деятельности учащихся при теме дипломной работы “Социально-экономическое положение Ингушетии XVII - первой полов

Статьи об образовании » Социально-экономическое положение Ингушетии XVII - первой половины XVIII вв » Анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме познавательной деятельности учащихся при теме дипломной работы “Социально-экономическое положение Ингушетии XVII - первой полов

Страница 2

Преобразующую деятельность может вызвать разбор и обобщение учителем при участии школьников нового фактического материала с опорой на теоретические положения . Анализ фактов, сравнение и обобщение их существенных признаков и связей, конкретизация фактами существенного побуждения учеников усваивать и воспроизводить теоретические знания в перестроенном виде, т. е. иначе, чем они излагались в первоначальном виде (до разбора) учителем или учебниками.

Наиболее сложную творческо-поисковую деятельность сильных учащихся детерминирует проблемное изложение учебного исторического материала, нередко сопровождаемое эвристической беседой. Для творческого поиска ученики самостоятельно отбирают необходимые приемы работы. По своим параметрам эти приемы в основном совпадают с приемами преобразующей деятельности но отличаются от них тем, что помогают ученикам анализировать, сравнивать, обобщать, конкретизировать не объясненный, а проблемно излагаемый учебный материал. Этой точки зрения придерживаются два замечательных педагога: Вагин А.А. и Горелик Ф.Б.

Прежняя методика преподавания истории, которой и сейчас еще отдают предпочтение многие учителя, исходила в основном из того, что познавательную деятельность учащихся на уроке организуют преимущественно содержание и способы изложения учебного материала учителем. Вот как подчеркнул эту мысль в одной из своих работ Вагин А.А.: “Повседневное наблюдение за учащимися на уроках истории . свидетельствует, что слушание рассказа учителя истории, его образного и умного повествования о событиях прошлого отнюдь не пассивное восприятие! Слушая такой рассказ, учащиеся живо представляют картину события, переживают его драматические моменты, сочувствуют и негодуют, а нередко и участвуют мысленно в подвигах, о котором повествует учитель. Нет, это вовсе не пассивное усвоение в готовом виде! Разве учитель, любящий свое дело никогда не замечал, как во время рассказа вдруг замирает весь класс, как стихает шепот самых болтливых и непоседливых, как вспыхивает ослабевший было интерес и сорок пар глаз загораются огоньками мысли и чувства? Ведь активизация на уроках истории это не обязательно лес поднятых рук, поток быстрых вопросов учителя и бойких ответов учеников. На уроке истории возможна предельная активность учащихся при его полном молчании! Подумаем же и о том, чтобы силой живого слова учителя окрылить эту внутреннюю работу поисков и разрушений.

Задача наша - учителей истории - не в отказе от “старого” метода устного изложения, а в усовершенствовании методики рассказа, в раскрытии и усилении его активизирующей силы, в реализации заложенных в этом методе исчерпываемых образовательно-воспитательных возможностей”.

В соответствии со “старой” методикой на уроках учителя редко предлагают классу перед сообщениями новых знаний специальные вопросы и задания, организующие познавательную деятельность учеников.

Пользуясь этой методикой, в прошлом устойчиво положительных результатов, особенно в обучении учащихся среднего школьного возраста, добивались преимущественно те учителя, которые не только хорошо знали историю, но и мастерски владели необходимыми приемами и средствами изложения, умели преподавать свой предмет интересно, образно, эмоционально. Такими качествами обладают лучшие учителя и в наши дни. Однако теперь, в условиях перестройки школьного исторического образования, только этих качеств уже недостаточно, считает Талызина Н.Ф.

Страницы: 1 2 3 4 5


Прочие статьи:

Личность С.Т. Шацкого
Станислав Теофилович Шацкий принадлежал к педагогам, для которых теория и практика были неразрывно связаны между собой и дополняли друг друга. Нельзя пропагандировать идею, предварительно не проверив на практике ее ценности, жизненной эффективности, утверждал Шацкий. Поэтому на всей деятельности Ша ...

Индивидуальный контроль за переносимостью нагрузки
Контроль учителя за переносимостью нагрузок осуществляется визуально по окраске кожных покровов, обилию потовыделения и поведению учащихся, а так же по частоте пульса, дыхания и жалобам. Определяет моменты перехода от одной части к другой в зависимости от состояния учащегося. Внешние признаки Рабоч ...

Формы заикания
Заикание является нарушением речевого ритма, нередко связанного с несовершенным ритмом движений всего тела (неуклюжесть, неловкость в движениях). Иногда судороги ритмично повторяются: пе-пе-пе - петух или п-п-п-петух; А-а-а-аня. Такая форма заикания свойственна маленьким детям. Она называется клонт ...

Меню сайта

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru