Преобразующую деятельность может вызвать разбор и обобщение учителем при участии школьников нового фактического материала с опорой на теоретические положения . Анализ фактов, сравнение и обобщение их существенных признаков и связей, конкретизация фактами существенного побуждения учеников усваивать и воспроизводить теоретические знания в перестроенном виде, т. е. иначе, чем они излагались в первоначальном виде (до разбора) учителем или учебниками.
Наиболее сложную творческо-поисковую деятельность сильных учащихся детерминирует проблемное изложение учебного исторического материала, нередко сопровождаемое эвристической беседой. Для творческого поиска ученики самостоятельно отбирают необходимые приемы работы. По своим параметрам эти приемы в основном совпадают с приемами преобразующей деятельности но отличаются от них тем, что помогают ученикам анализировать, сравнивать, обобщать, конкретизировать не объясненный, а проблемно излагаемый учебный материал. Этой точки зрения придерживаются два замечательных педагога: Вагин А.А. и Горелик Ф.Б.
Прежняя методика преподавания истории, которой и сейчас еще отдают предпочтение многие учителя, исходила в основном из того, что познавательную деятельность учащихся на уроке организуют преимущественно содержание и способы изложения учебного материала учителем. Вот как подчеркнул эту мысль в одной из своих работ Вагин А.А.: “Повседневное наблюдение за учащимися на уроках истории . свидетельствует, что слушание рассказа учителя истории, его образного и умного повествования о событиях прошлого отнюдь не пассивное восприятие! Слушая такой рассказ, учащиеся живо представляют картину события, переживают его драматические моменты, сочувствуют и негодуют, а нередко и участвуют мысленно в подвигах, о котором повествует учитель. Нет, это вовсе не пассивное усвоение в готовом виде! Разве учитель, любящий свое дело никогда не замечал, как во время рассказа вдруг замирает весь класс, как стихает шепот самых болтливых и непоседливых, как вспыхивает ослабевший было интерес и сорок пар глаз загораются огоньками мысли и чувства? Ведь активизация на уроках истории это не обязательно лес поднятых рук, поток быстрых вопросов учителя и бойких ответов учеников. На уроке истории возможна предельная активность учащихся при его полном молчании! Подумаем же и о том, чтобы силой живого слова учителя окрылить эту внутреннюю работу поисков и разрушений.
Задача наша - учителей истории - не в отказе от “старого” метода устного изложения, а в усовершенствовании методики рассказа, в раскрытии и усилении его активизирующей силы, в реализации заложенных в этом методе исчерпываемых образовательно-воспитательных возможностей”.
В соответствии со “старой” методикой на уроках учителя редко предлагают классу перед сообщениями новых знаний специальные вопросы и задания, организующие познавательную деятельность учеников.
Пользуясь этой методикой, в прошлом устойчиво положительных результатов, особенно в обучении учащихся среднего школьного возраста, добивались преимущественно те учителя, которые не только хорошо знали историю, но и мастерски владели необходимыми приемами и средствами изложения, умели преподавать свой предмет интересно, образно, эмоционально. Такими качествами обладают лучшие учителя и в наши дни. Однако теперь, в условиях перестройки школьного исторического образования, только этих качеств уже недостаточно, считает Талызина Н.Ф.
Прочие статьи:
Анализ системы профориентационной работы школы №84
В результате анализа документации по планированию и проведению профориентационной работы школы и беседы с педагогами-психологами школы нами были выделены ключевые цели, методы и содержание системы профориентационной работы школы. Система профориентационной работы школы анализировалась нами с точки ...
Игра в дошкольном возрасте и ее значение для развития ребенка
Уже в самом раннем возрасте обнаруживаются творческие процессы, которые всегда лучше выражаются в играх детей. Игра является формой творческого отражения ребенком действительности. Играя, дети не стремятся к точному и бездумному копированию действительности, но вносят в свои игры много собственных ...
Методические
рекомендации при изучении темы: «Орган слуха»
Несмотря на то, что органы слуха и равновесия рассматриваются в одном разделе, их анализ целесообразно разделить, потому что слух по значению является вторым органом чувств после зрения и с ним связана звуковая речь. Важно еще и то, что совместное рассмотрение органов слуха и равновесия иногда прив ...