Появление в современном обществе свободы выбора – с одной стороны и постоянно меняющаяся социально-экономическая ситуация в стране, духовный хаос – с другой приводит к тому, что люди постоянно находятся в ситуации выбора. Это состояние свободы выбора и ответственности оказывается непривычным, дискомфортным, что влечет за собой неврозы, стрессы и т.д. Многими исследователями, например Ф.Е. Василюком отмечается, что "существует мощная тенденция уклоняться от подлинного выбора".
Внимание к проблеме выбора существует давно, однако в настоящее время значительно усиливается. Проблема свободы выбора, свободы самоопределения сегодня волнует педагогов, психологов, философов и т.д. "Умение выбирать – ключевое умение человека будущего", отмечает Тоффлер в своей книге "Шок будущего", где он так же говорит о проблеме выбора из все возрастающего многообразия, о сверхвыборе.
Оказавшийся перед многочисленными альтернативами индивид выбирает ту единственную, которая в наибольшей мере совпадает с его системой ценностей. По мере углубления проблемы сверхвыбора человек, у которого отсутствует четкое представление о собственных ценностях, постепенно впадает в угнетенное состояние.
Способность совершать осознанный ответственный выбор, как мы отмечали выше, особенно остро стоит в старшем школьном возрасте.
В данной главе мы рассмотрим основные психологические концепции, направленные на рассмотрение проблематики выбора.
Существует несколько концепций и определений выбора как такового. В теории целенаправленного поведения Н.Ф. Наумова рассматривает выбор как наиболее рациональную индивидуальную стратегию в ситуации неопределенности. "Свободным выбором мы называем выбор, происходящий в условиях, которые отвечают двум основным требованиям: обеспечивают внутренние личностные предпосылки для построения новых альтернатив выбора и обеспечивают внутренние личностные предпосылки для осуществления любой выбранной альтернативы".
У Ф.Е. Василюка под выбором понимается ситуация, когда человек сам, исходя из своих интересов, ценностей, выделяет из окружающего пространства альтернативы и потом из них осуществляет окончательный выбор. "Чистый выбор", по Василюку, это "акт сознательный, произвольный, ответственный, ценностной, свободный". Составляющие такого выбора:
Альтернативы – "не разные способы действия, а отдельные жизненные отношения, составляющие существенные органы жизни человека";
Жизненные отношения – "представлены в виде своего центрального мотивационно-смыслового ядра";
Основание совершения выбора – "ценность, а не побудительная сила одного из мотивов, ни любые соображения, диктуемые текущей ситуацией – удобства, ограничения, опасность".
По Василюку акт выбора происходит во внешне легком и внутренне сложном жизненном мире. Выбор необходим и одновременно трагичен, так как любое жизненное отношение или мотив связаны с потребностью и отказ от одного из них происходит ценой дезинтеграции какой-либо формы жизни, к тому же часто они никак не связаны и для предпочтения нет рационального основания. По мнению Василюка, истинный выбор непостижим, его нельзя объяснить. "Выбор тем более приближается к своей сущности, чем меньше человек перекладывает груз ответственности за него на "подсказки" или уже принятые решения". Зачастую трудно определить, в какой степени выбор определен самим участником ситуации выбора. Люди могут субъективно ощущать себя свободными, но объективно оказываются включенными в систему общественных отношений, все элементы которой взаимозависимы. Выбор нередко осуществляется в конфликтной ситуации, когда сталкиваются интересы личности и общества, собственные и чужие интересы. В связи с этим, актуальна работа А.Ф. Когана. Он вводит понятие "псевдосвободы выбора" как осознание того, что в процессе целеполагания личность обладает выбором текущих и глобальных целей, который ограничен как внешними, так и внутренними обстоятельствами. Принцип псевдосвободы опирается на следующие положения:
"явные осознаваемые цели являются лишь частью истинных целей субъекта, логическая обоснованность цели подразумевает ее осознанность, но это не всегда равноценно ее желательности… логически обоснованная цель может оказаться в противоречии с морально-ценностной сферой личности";
субъект должен в каждый момент времени обладать возможностью альтернативы в выборе и цели, и средств ее достижения;
при выборе цели субъект лишь частично осведомлен о перспективах каждой альтернативы – это "задача с неполными данными", полная осведомленность сводит выбор к простому расчету.
Прочие статьи:
Изображения
сказочных персонажей и животных
С данными изображениями можно работать так же, как с изображениями отдельных людей. Группировать их можно по разным признакам. Можно использовать признаки, указанные в предыдущей группе изображений, можно придумать новые, построенные на оппозициях: добрые – злые, привычные – непривычные, универсаль ...
Становление и развитие русской педагогики Х-ХIХ вв
Система воспитания — это совокупность взаимосвязанных целей и принципов организации воспитательного процесса, методов и приемов их поэтапной реализации в рамках определенной социальной структуры (семьи, школы, вуза, государства) и логике выполнения социального заказа. Любая система воспитания востр ...
Дисграфия на почве акустической агнозии и дефектов фонематического слуха
Физиологическим механизмом дефекта является нарушение ассоциативных связей между зрением и слухом, наблюдаются пропуски, перестановки, замены букв, а также слияние двух слов в одно, пропуски слов и т.д. В основе этого вида лежит недифференцированность слухового восприятия звукового состава слова, н ...