Рождение любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели — чего учитель хочет добиться; затем установления средства - что поможет учителю в достижении цели, а уж затем определения способа — как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнута.
Правила организации современного урока:
· Первое – определение целей урока;
· Второе – уточнение типа урока;
· Третье – уточнение вида урока;
· Четвертое – выбор методов и приемов обучения в соответствии с оставленными целями
· Пятое – определение структуры урока, соответствующей целям и задачам, содержанию и методам обучения.
Цель обучения предполагает формирование у учащихся новых понятий и способов действий, системы научных знаний и т.п. Ее необходимо конкретизировать, например:
· Обеспечить усвоение учащимися закона (признаков, свойств, особенностей);
· Обобщить и систематизировать знания о… (или по конкретной теме);
· Отработать навыки (какие);
· Устранить пробелы в знаниях (каких);
· Добиться усвоения учащимися каких-то понятий (вопросов).
Цель воспитания предполагает формирование у учащихся определенных свойств личности и характера. В общем виде можно представить следующий перечень целей воспитания на уроке:
· Воспитание патриотизма;
· Воспитание гуманности;
· Воспитание мотивов труда, добросовестного отношения к труду
· Воспитание мотивов учения, положительного отношения к получению знаний;
· Воспитание дисциплинированности,
· Воспитание эстетических представлений.
Цель развития предполагает развитие на уроке познавательных психических процессов учащихся, общетрудовых и политехнических умений и навыков, личностных качеств (воли, самостоятельности, ответственности и пр.)
· Развитие мышления – (аналитического) формирование умения выделять существенные признаки и свойства, (синтезирующего) развитие умения устанавливать единые, общие признаки и свойства целого, составлять план изучаемого материала, (аналитико-синтезирующего) развитие умения классифицировать, делать обобщающие выводы, (абстрактного) развитие умений выделять общие и существенные признаки, отличать несущественные признаки и отвлекаться от них, развитие умений применять знания на практике.
· Развитие познавательных умений (формирование умений выделять главное, составлять план, тезисы, вести конспект, наблюдать, делать опыты; развитие умений частично-поисковой познавательной деятельности – частичная постановка проблемы, выдвижение гипотезы, ее решение).
· Развитие общетрудовых и политехнических умений (развитие умения нестандартно, творчески подходить к решению самых разнообразных задач, развитие операционно-контрольных умений – умения пользоваться приборами и инструментами, планировать, оценивать результаты выполненных действий, регулировать и контролировать свои действия.
· Развитие умений учебного труда (умения работать в нужном темпе – читать, писать, вычислять, чертить, конспектировать; развитие приемов наблюдения – цель, последовательность, состав объектов)
· Развитие воли и самостоятельности (развитие инициативы, уверенности в своих силах, настойчивости, умения преодолевать трудности, добиваться намеченной цели, умения владеть собой, выдержки, самообладания, умения действовать самостоятельно).
Выбор методов строится на основе принципа целеполагания (отражающего систему целей обучающего и обучаемого) , принципа бинарности (отражающего характер взаимодействия учителя и учащегося) и принципа проблемности (отражающего наличие противоречивости в учебном процессе и предмете).
К таким методам относятся:
· Метод монологического изложения. При использовании этого метода учитель рассказывает (монолог), сообщая готовые выводы науки, законы, факты, правила, показывает образец действия и дает задание на заучивание учебного материала и его воспроизведение. При этом доминирует исполнительная деятельность учащихся: наблюдение, слушание, запоминание, выполнение по образцу.
· Диалогический метод. Изложение материала учитель ведет в форме сообщающей беседы. При этом проблемная ситуация создается постановкой проблемных вопросов или показом противоречивости фактов, явлений. Учащиеся как бы помогают учителю в обосновании гипотезы и ее доказательстве. Но сущность новых понятий объясняется учителем.
· Эвристический метод. Характеризуется тем, что изложение нового материала учитель ведет в форме эвристической беседы. А она отличается от сообщающей беседы главным образом постановкой основной проблемы, делением ее на подпроблемы и организации поисковой деятельности учащихся по ее решению. Эвристическая беседа возможна в виде взаимосвязанных вопросов, влияющих друг на друга, и большая часть которых является небольшими проблемами. Здесь характерно то, что последующие вопросы исходят из предыдущих. Эвристический метод характеризуется возникновением дискуссии, высоким уровнем познавательной активности учащихся.
Прочие статьи:
Состояние грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста с
общим недоразвитием речи III уровня
Проанализировав научно-педагогическую литературу по проблеме развития грамматического строя речи, мы поставили целью эксперимента– выявить особенности нарушения грамматического строя речи, а в частности словообразования и словоизменения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием ре ...
Экологическое воспитание в процессе образования младших школьников
Острота современных экологических проблем выдвинула перед педагогической теорией и школьной практикой задачу воспитания молодого поколения в духе бережного, ответственного отношения к природе, способного решать вопросы рационального природопользования, защиты и возобновления природных богатств. Что ...
Роль игровой деятельности в обучении младших школьников с задержкой
психического развития
Задержка психического развития – проблема комплексного характера. Однако, и задержка речевого развития – это не просто обнаружившиеся у ребенка речевые сложности. Подобная задержка оказывает влияние на все (особенно высшие) познавательные процессы ребенка, на его личностные особенности. Так, речь я ...