Процесс формирования умений творческой деятельности студентов представлен в виде трёх этапов.
На первом этапе студенты осваивают базовые теоретические знания и практические умения при решении наиболее типичных задач, при этом формируется положительная мотивация к учебной деятельности и непосредственно к изучаемому предмету. На данном этапе студенты приобретают умения репродуктивной деятельности. Несмотря на то, что репродукция предполагает схематизм, стереотипность действий, а, следовательно, и догматизм, она – необходимое условие творческой деятельности. Именно на репродуктивном уровне формируются необходимые умения и навыки, а сама деятельность обеспечивается имеющимися наличными знаниями.
На этапе формирования репродуктивных умений каждый студент, кроме контрольных, лабораторных работ, должен самостоятельно выполнять работы в качестве домашних заданий. Каждая такая работа должна предполагать несколько вариантов ее выполнения, учитывающих индивидуальные способности обучающихся к усвоению учебного материала.
Основная задача второго этапа – формирование у студентов умений нормативной творческой деятельности. Ведущее место занимают приемы и методы, направленные на развитие творческих способностей обучающихся.
На третьем этапе учебный процесс строится таким образом, чтобы студенты могли активно приобретать умения собственно творческой деятельности в результате выполнения многовариантных творческих заданий с элементами научного поиска. В нашем случае для этого в учебный процесс предложено ввести курс «Методы математического моделирования динамических систем».
Максимальная продуктивность в решении модельных задач достигается при создании условий, способствующих высокому уровню организации и последовательности совместной поисковой познавательной деятельности. Возникающие проблемные ситуации преодолеваются студентом в процессе активного поиска и синтеза новых знаний, а также при использовании новационных способов действий. Наиболее продуктивен этот процесс в совместной деятельности преподавателя и обучаемого .
Создание хорошо организованной микросистемы «учитель - объект изучения - обучаемый», как показали наши исследования, является важным позитивным фактором при формировании умений творческой деятельности будущих учителей информатики. Особенности взаимодействия двух субъектов создают особую образовательную среду и требуют от обучаемого в подобной ситуации, с одной стороны, перехода от нормативного к аналитическому типу мышления, и одновременно, с другой, - принуждают его овладеть ассоциативно-синтетическим строго целенаправленным построением маршрута достижения творческих умений. Процесс решения модельных задач ориентирован на выработку алгоритмизации самого процесса решения. Поэтому одновременно с поиском рационального решения осуществляется и структуризация имеющихся у обучаемого знаний и их целенаправленное пополнение. При освоении программы указанного выше курса предусматривается привлечение студентов к выполнению различных творческих заданий, к научно-исследовательской работе, к подготовке научных публикаций, разработке и защите творческих проектов.
В результате исследований установлено, что одним из способов эффективного формирования умений творческой деятельности будущих учителей информатики является использование предложенной методики обучения, основанной на выполнении многовариантных творческих заданий, связанных с построением и анализом математических моделей сложных систем в различных предметных областях: в технике, экономике и др.
По результатам теоретических и прикладных исследований предлагается для студентов четвёртого-пятого курсов ввести учебный курс (по выбору) «Методы математического моделирования динамических систем». Главная задача курса - создание благоприятной развивающей среды для углубления теоретических знаний студентов по наиболее важным темам базовой дисциплины «Компьютерное моделирование» и развитие соответствующих умений в области формализации и компьютерного решения нестандартных прикладных задач. С использованием данных теоретических и экспериментальных исследований установлено, что введение указанного курса будет способствовать не только углублению базовых знаний в области прикладной информатики, но также может рассматриваться в качестве эффективного средства для систематизации профессиональных знаний и умений, стимулировать процесс выявления и развития творческих способностей БУИ. В интересах постановки новой дисциплины выделены основные группы и определены формы творческих заданий студентам, а также сформулированы методические рекомендации по оптимизации базовых компонентов учебно-методического комплекса, поддерживающего предложенный автором механизм формирования умений творческой деятельности у студентов старших курсов педагогического университета.
Прочие статьи:
Направления психолого-педагогической деятельности по оптимизации процесса
успешной адаптации детей к условиям к дошкольному образовательному учреждению
Цель: спроектировать психолого-педагогическую работу для оптимизации процесса адаптации детей МДОУ “ЦРР – детский сад № 221” 1-ой мл.гр. к условиям дошкольного образовательного учреждения. Для оптимизации процесса адаптации к условиям дошкольного учреждения необходима четкая и последовательная рабо ...
Требования к созданию и применению образовательных электронных изданий и
ресурсов
Процесс создания ОЭИ должен обеспечивать производство ОЭИ, отвечающих системе психолого-педагогических, технико-технологических, эстетических и эргономических требований. Как и сами ОЭИ, требования к ним можно классифицировать согласно нескольких различных критериев. Все требования к ОЭИ можно разд ...
Специфика внешкольной социально-педагогической работы по месту жительства
Ребенок, как и взрослый, входит в общество не через один, а одновременно через несколько институтов – семья, класс, клуб, кружок, спортивные секции в школе и во внешкольных учреждениях, которые имеют свои особенности в процессе социализации личности. Специфика внешкольной сферы воспитания, непосред ...