Используются игровые (с принятием ролей, правил и т.д.), а также неигровые приемы (совместная деятельность, чтение сказок, рассказов; изобразительная деятельность – в детских подгруппах; мини-сочинения, обсуждение и проигрывание конфликтных ситуаций – в родительских подгруппах).
Третье направление (2 занятия) включает закрепление полученных навыков и форм общения в совместных играх детей и родителей.
В процессе формирующего эксперимента нами выделен комплекс игровых упражнений для детей с ЗПР. Коррекционная работа с детьми должна осуществляться последовательно и систематически. Количество занятий – 12, с периодичностью – одно занятие в неделю. Продолжительность каждого занятия – не более 30 минут.
Первое направление – ориентировочные занятия. Коррекционные задачи: раскрепощение участников; объединение их в группу.
Занятие 1
«Музыканты»
1. «Петушок» зовет всех играть (кукла драматизации «петушок» поет веселую песню приглашение):
Всех ребят зову,
Ку-ка-ре-ку, ку-ка-ре-ку.
Очень я играть люблю,
Ку-ка-ре-ку, ку-ка-ре-ку.
Будем вместе мы играть,
Ку-ка-ре-ку, ку-ка-ре-ку.
Будем сказки сочинять,
Ку-ка-ре-ку, ку-ка-ре-ку. (Можно использовать аудиозапись.)
2. Знакомство с участниками игры с помощью кукол драматизации (петушок, заяц, лисичка, белочка, ежик). Дети рассказывают куклам и участникам игры о любимых игрушках, занятиях, лакомствах.
3. Игра «Съедобное – несъедобное».
4. Предметная игра с музыкальными инструментами: металлофоном, гармошкой, детским пианино, бубном.
5. Игра в оркестр.
6. Танцы с куклами, хоровод.
7. «Петушок» расстается с друзьями (медленно поет песню-прощание):
Вот закончилась игра,
Ку-ка-ре-ку, ку-ка-ре-ку
Расставаться нам пора,
Ку-ка-ре-ку, ку-ка-ре-ку
Буду встречи с вами ждать,
Ку-ка-ре-ку, ку-ка-ре-ку
Буду всех вас вспоминать,
Ку-ка-ре-ку, ку-ка-ре-ку (Можно использовать аудиозапись.)
Занятие 2
«Транспорт»
1. «Петушок» называет тему занятия, предлагает игрушки автомобили.
2. Предметная игра с автомобилями.
3. Беседа о любимых машинах.
4. Совместная игра «Дорога». Роли распределяются по желанию детей – одни управляют машинами, другие участвуют в игре, исполняя роли светофора, шлагбаума, моста, здания, дерева и т.п.
5. Подвижная игра «Воробушки и автомобили».
6. Подвижная игра «Паровозик».
7. «Петушок» завершает игру.
Второе направление – терапевтические занятия. Коррекционные задачи: формирование социальной адаптации; актуализация эмоций; развитие вербальных форм проявления эмоций; развитие адекватных форм проявления эмоций; актуализация семейных переживаний; разрядка агрессивных импульсов; формирование навыков общения со сверстниками.
Занятие 3 «Мои родители и я».
1. «Петушок» называет тему занятия, предлагает игры и проблемные ситуации для обсуждения: оказание помощи: «Бабушка болеет»; «Дедушка плохо видит»; «Готовимся к празднику».
2. Анализ положительных и отрицательных сторон поведения: «Мне весело, хотя и поздно, но я хочу танцевать»; «Мне подарили барабан, и я с удовольствием на нем играю»; «Я добрый и хочу подарить своим друзьям папины марки».
3. Оценка желаний: «Я хочу съесть апельсин»; «Я хочу гулять».
4. Сравнение двух норм поведения – драматизация русской народной сказки «Рукодельница и Ленивица».
5. Ситуации нравственного выбора: «У меня день рождения, но заболела мама»; «Меня пригласили в гости, но надо помочь бабушке».
6. «Петушок» завершает игру.
Занятие 4 «Мой дом»
1. «Петушок» называет тему занятия, предлагает игры и проблемные ситуации для обсуждения: оказание помощи взрослым по уходу за домом, по работе в саду, огороде.
2. Анализ положительных и отрицательных сторон поведения: «Я хочу постирать новую скатерть»; «Я хочу вымыть мамину чашку»; «Я хочу починить будильник».
3. Оценка желаний: «Я хочу навести порядок и выбросить старые вещи»; «Хочу показать друзьям папину коллекцию марок».
4. Сравнение двух норм поведения – драматизация русских народных сказок «Авось да Небось», «Ох да Ах».
5. Нравственный выбор – обсуждение ситуаций, близких к поговорке «Делу время, а потехе час».
6. «Петушок» завершает игру.
Занятие 5 «Все, кого я люблю»
1. «Петушок» называет тему занятия, предлагает игры и проблемные ситуации для обсуждения: оказание помощи друзьям и близким.
2. Анализ положительных и отрицательных сторон поведения: «Угощу конфетой только своего друга»; «Буду играть только со своим приятелем».
3. Оценка желаний: «Хочу пригласить в гости друга на весь день»; «Мы хотим с друзьями поиграть у нас дома».
4. Сравнение двух норм поведения: «вместе тесно, а врозь скучно». Обсуждение рассказов В. Осеевой «Синие листья» и «Волшебное слово».
Прочие статьи:
Экологическая культура
В наши дни все большую роль в системе образования играет экологическое воспитание и образование. И это вполне объяснимо, ибо современное общественное развитие характеризуется осознанием того, что необходимо оздоравливать окружающую природную среду. Кризисное состояние окружающей среды вызывает сего ...
Особенности овладения словообразованием и словоизменением в онтогенезе и
при дизонтогенезе
Алексеева М.М., Яшина В.И., Лепская Н.И., Арушанова А.Г., Фомичева М.Ф. рассматривали проблемы развития словообразования и словоизменения детей с нормой речевого развития. По мнению Арушановой А.Г. основным источником развития навыков словообразования и словоизменения детей является повседневное об ...
В.А. Сухомлинский о требованиях к личности учителя
В 50–60-е годы ХХ века наиболее значительный вклад в теорию и практику гуманистического воспитания внёс В.А. Сухомлинский – директор Павлышской средней школы на Полтавщине. Его идеи гражданственности и человечности в педагогике оказались созвучны нашей современности. Воспитание во имя счастья ребён ...