Используются игровые (с принятием ролей, правил и т.д.), а также неигровые приемы (совместная деятельность, чтение сказок, рассказов; изобразительная деятельность – в детских подгруппах; мини-сочинения, обсуждение и проигрывание конфликтных ситуаций – в родительских подгруппах).
Третье направление (2 занятия) включает закрепление полученных навыков и форм общения в совместных играх детей и родителей.
В процессе формирующего эксперимента нами выделен комплекс игровых упражнений для детей с ЗПР. Коррекционная работа с детьми должна осуществляться последовательно и систематически. Количество занятий – 12, с периодичностью – одно занятие в неделю. Продолжительность каждого занятия – не более 30 минут.
Первое направление – ориентировочные занятия. Коррекционные задачи: раскрепощение участников; объединение их в группу.
Занятие 1
«Музыканты»
1. «Петушок» зовет всех играть (кукла драматизации «петушок» поет веселую песню приглашение):
Всех ребят зову,
Ку-ка-ре-ку, ку-ка-ре-ку.
Очень я играть люблю,
Ку-ка-ре-ку, ку-ка-ре-ку.
Будем вместе мы играть,
Ку-ка-ре-ку, ку-ка-ре-ку.
Будем сказки сочинять,
Ку-ка-ре-ку, ку-ка-ре-ку. (Можно использовать аудиозапись.)
2. Знакомство с участниками игры с помощью кукол драматизации (петушок, заяц, лисичка, белочка, ежик). Дети рассказывают куклам и участникам игры о любимых игрушках, занятиях, лакомствах.
3. Игра «Съедобное – несъедобное».
4. Предметная игра с музыкальными инструментами: металлофоном, гармошкой, детским пианино, бубном.
5. Игра в оркестр.
6. Танцы с куклами, хоровод.
7. «Петушок» расстается с друзьями (медленно поет песню-прощание):
Вот закончилась игра,
Ку-ка-ре-ку, ку-ка-ре-ку
Расставаться нам пора,
Ку-ка-ре-ку, ку-ка-ре-ку
Буду встречи с вами ждать,
Ку-ка-ре-ку, ку-ка-ре-ку
Буду всех вас вспоминать,
Ку-ка-ре-ку, ку-ка-ре-ку (Можно использовать аудиозапись.)
Занятие 2
«Транспорт»
1. «Петушок» называет тему занятия, предлагает игрушки автомобили.
2. Предметная игра с автомобилями.
3. Беседа о любимых машинах.
4. Совместная игра «Дорога». Роли распределяются по желанию детей – одни управляют машинами, другие участвуют в игре, исполняя роли светофора, шлагбаума, моста, здания, дерева и т.п.
5. Подвижная игра «Воробушки и автомобили».
6. Подвижная игра «Паровозик».
7. «Петушок» завершает игру.
Второе направление – терапевтические занятия. Коррекционные задачи: формирование социальной адаптации; актуализация эмоций; развитие вербальных форм проявления эмоций; развитие адекватных форм проявления эмоций; актуализация семейных переживаний; разрядка агрессивных импульсов; формирование навыков общения со сверстниками.
Занятие 3 «Мои родители и я».
1. «Петушок» называет тему занятия, предлагает игры и проблемные ситуации для обсуждения: оказание помощи: «Бабушка болеет»; «Дедушка плохо видит»; «Готовимся к празднику».
2. Анализ положительных и отрицательных сторон поведения: «Мне весело, хотя и поздно, но я хочу танцевать»; «Мне подарили барабан, и я с удовольствием на нем играю»; «Я добрый и хочу подарить своим друзьям папины марки».
3. Оценка желаний: «Я хочу съесть апельсин»; «Я хочу гулять».
4. Сравнение двух норм поведения – драматизация русской народной сказки «Рукодельница и Ленивица».
5. Ситуации нравственного выбора: «У меня день рождения, но заболела мама»; «Меня пригласили в гости, но надо помочь бабушке».
6. «Петушок» завершает игру.
Занятие 4 «Мой дом»
1. «Петушок» называет тему занятия, предлагает игры и проблемные ситуации для обсуждения: оказание помощи взрослым по уходу за домом, по работе в саду, огороде.
2. Анализ положительных и отрицательных сторон поведения: «Я хочу постирать новую скатерть»; «Я хочу вымыть мамину чашку»; «Я хочу починить будильник».
3. Оценка желаний: «Я хочу навести порядок и выбросить старые вещи»; «Хочу показать друзьям папину коллекцию марок».
4. Сравнение двух норм поведения – драматизация русских народных сказок «Авось да Небось», «Ох да Ах».
5. Нравственный выбор – обсуждение ситуаций, близких к поговорке «Делу время, а потехе час».
6. «Петушок» завершает игру.
Занятие 5 «Все, кого я люблю»
1. «Петушок» называет тему занятия, предлагает игры и проблемные ситуации для обсуждения: оказание помощи друзьям и близким.
2. Анализ положительных и отрицательных сторон поведения: «Угощу конфетой только своего друга»; «Буду играть только со своим приятелем».
3. Оценка желаний: «Хочу пригласить в гости друга на весь день»; «Мы хотим с друзьями поиграть у нас дома».
4. Сравнение двух норм поведения: «вместе тесно, а врозь скучно». Обсуждение рассказов В. Осеевой «Синие листья» и «Волшебное слово».
Прочие статьи:
Педагогическая импровизация: исторический аспект
Исследователи в области педагогики уже давно обратили внимание на необходимость развития творческой личности учителя, но педагогической импровизации, неотъемлемому компоненту педагогической деятельности, до недавних пор уделялось недостаточно внимания. Слово «импровизация» (лат. improvisus) означае ...
Развитие интеллекта ребенка через кинезиологию
Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. Существует уже 2000 лет, используется во всем мире. Кинезиологическими упражнениями пользовались Аристотель и Гиппократ. Своей молодостью и красотой Клеопатра также обязана кинезиологии. Единство мозга складывается из деятельности двух ...
Методические рекомендации педагогам по организации самостоятельной работы
учащихся на уроках технологии «Ручное ковроделие» 7 класс
Методические рекомендации педагогам по организации самостоятельной работы учащихся на уроках Технологии для 7 классов в общеобразовательной школе предназначены для развития активной умственной деятельности школьников в процессе их самостоятельной работы. В педагогической литературе организация само ...