Изучив и проанализировав научную литературу по заявленной теме, выделив особенности социального развития детей дошкольного возраста с ЗПР, приступили к практической части исследования.
Выявление особенностей процесса социального развития детей с ЗПР осуществлялось на базе детского сада компенсирующего вида для детей с ЗПР №14 г. Катав-Ивановска. Испытуемыми были дети с ЗПР подготовительной группы в количестве 20 человек, работа с каждым ребенком проводилась индивидуально.
Исследование проводилось с использованием комплекса методик, в число которых вошли: беседа с детьми; методики «День рождения», «Подари открытки», «Два дома».
Одной их основных методик являлась беседа, которая позволяла выявить общий уровень осведомленности детей о себе и семье; характер социальных контактов; сформированность моральных норм и т.д. Беседа включала ряд вопросов анкетного характера и вопросы узкой, конкретной направленности (приложение 1).
Методика М. Панфиловой «День рождения».
Цель: определение потребности у ребенка в общении, его эмоциональных предпочтений в общении и значимости социального окружения.
Материалы и оборудование: лист бумаги, карандаш.
Ход эксперимента: можно использовать заготовку (приложение 2). В тест погружают постепенно: вначале лучше побеседовать о дне рождения, нарисовать атрибуты дня рождения, поиграть в рисунки. Поэтому желательно не использовать заготовки, а создать образ праздничного стола вместе с ребёнком: «давай поиграем с тобой в твой день рождения. Большой круг будет у нас столом, на котором лежит праздничный пирог со свечками. Свечек столько, сколько тебе будет лет. Мы их нарисуем. Вокруг стола расположены маленькие кружочки – что это? Конечно, стулья. Выбери стул, на который ты сядешь. Давай твой стул отметим – звёздочкой или снежинкой? (Ответ ребёнка позволяет отметить сформированность половой идентификации: мальчики выбирают звёздочку, а девочки – снежинку.)
«Кого хочешь посадить рядом с собой? А с другой стороны?» (Около кружочка пишется имя, а в кружочке – порядок выбора.) Ребёнок называет имена людей, игрушки, животных… Их располагаем в порядке называния или усаживаем на «стульчики», которые предлагает ребёнок.
После четвёртого выбора можно предложить повторяющийся вопрос: «Ты будешь ещё кого-то сажать, или уберём (зачеркнём) стульчики?» (Ответ ребёнка даёт возможность предположить его потребности в общении.)
Когда ребёнок заполнит все десять «стульчиков», задаём вопрос о необходимости добавить «стульчики»: «Если хочешь кого-то посадить, то мы можем добавить (дорисовать) «стульчики».
Обработка и анализ результатов осуществляется исходя из следующих показателей:
1 Потребность в общении:
- желает общаться в широком кругу – используются все «стульчики» или добавляются новые;
- желает общаться, но с близкими людьми, в ограниченном кругу – «убираются» (зачеркиваются) «стулья»;
- несформированная потребность в общении – выбор игрушек, предметов, животных.
2 Эмоциональные предпочтения в общении: близкие, доверительные, приятные отношения – люди располагаются рядом с «именинником».
3 Значимость социальных окружений:
- количественное преобладание взрослых, детей, предметов – наличие опыта общения с ними;
- преобладание какой-то группы (семья, детский сад, школа, двор, дача и т. д.) – значимая среда в общении;
- половое преобладание в общении – наличие мальчиков и девочек, женщин, мужчин.
«Подари открытки» Ленок А.
Цель: методика направлена на выявление сплоченности группы, претензий на лидерство и реальных возможностей их осуществления, авторитетность определенных лиц из окружения.
Материал: открытки по количеству детей.
Ход эксперимента: ребенку предлагается выбрать, кому бы он подарил открытки: первую, вторую, … Данные фиксируются. Опрашивается вся группа.
Обработка результатов: по результатам опроса составляется таблица, подсчитывается количество выборов. Затем составляется социограмма. Во внутреннем круге располагаются «лидеры» – дети, получившие наибольшее количество выборов. В следующем круге находятся «предпочитаемые дети». В третьем круге – «принятые». За пределами круга оказываются «отверженные», не получившие ни одного выбора.
«Два дома» А. Ленок . Цель: изучение отношения ребенка к себе и другим, особенностей его самопринятия и принятия других.Материал: два домика, плоских, объемных или нарисованных, один из которых – яркий, нарядный, очень привлекательный, другой – малопривлекательный. Какие-то символы, обозначающие детей, взрослых, которых ребенок будет распределять по домикам.
Ход эксперимента. Эксперимент проводится индивидуально. Воспитатель, экспериментатор (психолог) говорит ребенку: «Мы сейчас с тобой очень интересно поиграем. Перед тобой два домика (рассмотреть их). В одном, красивом, домике будут жить такие дети или взрослые, которые часто поступают хорошо и нравятся тебе, а в другом, некрасивом, – такие, которые часто, по-твоему, поступают нехорошо. Себя ты тоже можешь поселить в один из домиков». Ребенок символ (по одному), раскладывает по домикам, а экспериментатор спрашивает ребенка, почему он поместил его (ее) в этот домик. Все действия и ответы ребенка подробно фиксируются, а затем анализируются:
Прочие статьи:
Трудовая колония «Бодрая жизнь»
Глубокого изучения достойна деятельность С. Т. Шацкого в созданной им в 1911 г. летней трудовой колонии «Бодрая жизнь». Там была продолжена разработка теории детского коллектива и самоуправления: выявление «некоторых закономерностей в развитии детского общества» (наст, изд., т. 1, с. 127), исследов ...
Сюжетно – ролевые игры дошкольников
Сюжет – действительность, которая отображается в игре в зависимости от сюжета игры, подразделяются на следующие темы: - труда; - бытовые; - с общей тематикой
. Длительность сюжетной игры: - в младшем дошкольном возрасте (10-15 мин.); - в среднем дошкольном возрасте (40-50 мин.); - в старшем дошколь ...
Школьный коллектив и его роль в формировании личности младшего школьника
Решающее значение для развития личности ребенка младшего школьного возраста имеет вступление его в школьный коллектив. Конечно, и дошкольник, особенно если он воспитывается в . детском саду, развивается внутри коллектива сверстников. Однако и по характеру той деятельности, на основе которой организ ...