Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в овладении творчества людей. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становиться очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития – одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством – результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.
Развитие творческих способностей в игровой деятельности — актуальнейшая проблема современной психологии и педагогики.
Детское творчество — это своеобразная самостоятельная сфера духовной жизни. В.А. Сухомлинский подчеркивал, что в детском творчестве происходит самовыражение и самоутверждение ребенка, ярко раскрывается его индивидуальность.
В настоящее время актуальным является проблема приобщения молодого поколения к национальной культуре, что трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое. Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; самореализовать себя как личность любящую свою Родину, свой народ и все что связано с народной культурой: русские народные танцы, в которых дети черпают русские нравы, обычаи и русский дух свободы творчества в русской пляске, или устный народный фольклор: считалки, стихи, потешки, прибаутки; пусть это будут и народные игры, в которые радость движения сочетается с духовным обогащением детей.
Дошкольный возраст - это особый, уникальный по своей значимости период в жизни человека. Это время активного познания окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе предметного и социального мира, развития познавательных способностей. А.Н. Леонтьев рассматривал дошкольный возраст как время фактического складывания будущей личности.
В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра. Именно в игре ребенок познает окружающий мир и общается со сверстниками. Народные игры являются одним из средств полноценного развития ребенка, формирования позитивных отношений дошкольника со сверстниками.
Народные игры для дошкольников - это естественная среда, в которой искусство переплетено с жизнью людей. Народные игры могут подарить дошкольникам встречи с чудными мелодиями, исполненными подлинно родным языком; они приближают ребенка к прекрасному, порождают в сознании маленького человека любовь к доброте. Народные игры для дошкольников выдержали испытание временем, отшлифовались годами и представляют для педагогов истинную педагогическую кладезь.
Народные игры для дошкольников в естественной форме ненавязчиво учит ребенка быть добрым, трудолюбивым, любить природу, гордиться своим родным краем. Разученные с детьми прибаутки, считалки, скороговорки сделали процесс игры более интересным и содержательным. Народные игры для дошкольников были непременным элементом обрядовых праздников.
Народное творчество и народные игры на протяжении веков является сокровищницей национальных традиций, основным компонентом сохранения национального своеобразия художественной культуры. Оно стало основой для развития многих жанров профессионального искусства, ему принадлежит огромная роль в процессе эстетического и нравственного воспитания подрастающего поколения, формирования верных морально-этических ориентиров, заложенных в народном творчестве как наиболее емкой и образной форме выражения национального характера каждого народа.
К сожалению, многие народные игры для дошкольников сегодня почти исчезли из детства. Мы считаем, что именно в процессе приобщения к народным традициям и народному творчеству средствами народных игр возможно повысить уровень развития творческих способностей у детей дошкольного возраста. Особенно это касается старших дошкольников, стоящих на пороге новой, школьной, жизни. Этот возраст многие ученые определяют как самый податливый для педагогического воздействия: у ребенка ещё не сформировано критическое отношение ко всему, что вокруг него происходит, зато степень принятия, «впитывания» чрезвычайно высока.
Л.С. Выготский выделяет как один из очень важных вопросов детской психологии и педагогики — это вопрос о творчестве у детей, о развитии творческих способностей и о значении творческой работы для общего развития и созревания ребенка.
Объектом исследования был определен процесс развития творческих способностей в дошкольном возрасте, а предметом исследования – роль народных игр в ходе развития творческих способностей старших дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Целью данной учебно-исследовательской работы является выявление и обоснование эффективности использования народных игр в процессе развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения (далее ДОУ).
В ходе работы была выдвинута гипотеза: народная игра является эффективным средством развития творческих способностей старших дошкольников при условиях систематичности и комплексности применения в процессе игровой деятельности старших дошкольников.
Для доказательства выдвинутой гипотезы были поставлены следующие задачи:
1) раскрыть особенности развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста;
2) проанализировать педагогическую значимость народной игры и ее роль в процессе развития творческих способностей старших дошкольников;
3) провести экспериментальную работу по развитию творческих способностей у старших дошкольников в процессе специально организованной игровой деятельности детей в условиях ДОУ;
4) подвести итоги экспериментального исследования и выработать методические рекомендации.
Методы исследования: теоретические (анализ, синтез и обобщение); эмпирические (беседа, анализ продуктов творческой деятельности дошкольников, педагогические наблюдения, педагогический эксперимент); статистические методы исследования.
Теоретико-методологическую базу исследования составляют философские и психолого-педагогические концепции развития личности, основные положения о роли деятельности в воспитании творческой личности. Необходимость обращения к народной культуре в процессе воспитания обосновывается в трудах И.А. Ильина, Л.Н. Толстого,К.Д. Ушинского, В.А. Сухомлинского и др. К вопросам развития творческих способностей в детском возрасте обращались Л.С. Выготский, Л.А. Венгер, А.Н. Лук, Б.М. Теплов, Д.Б. Эльконин и др. Теория игры показана в работах Г. Спенсера, А. Адлера, Д.Н. Узнадзе П.П. Блонского и др. Игра как ведущая деятельность дошкольника анализируется в трудах А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, С.Н. Рубинштейна, А.П. Усовой и др.
Экспериментальная база исследования – ДОУ детский сад № 33 с. Пышлицы. В эксперименте принимали участие 27 детей старшей дошкольной группы.
Практическая значимость работы заключается в том, что данные исследования, методические рекомендации, выработанные по итогам эксперимента, могут быть использованы воспитателями ДОУ и родителями для работы с детьми дошкольного возраста.
Основные этапы исследовательской деятельности:
Работа проходила в три этапа. На первом этапе исследования проводился теоретический анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования, помимо этого осуществлялся анализ программно-методической деятельности ДОУ детский сад № 33 с. Пышлицы, где непосредственно работает автор исследования. На втором этапе был проведен педагогический эксперимент, показавший эффективность использования народных игр в процессе развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ. На третьем этапе были подведены итоги исследования и оформлены в виде выпускной квалификационной работы.
Прочие статьи:
Методы и приёмы развития музыкально–ритмических способностей
декламацией стихов, пением песен. Во всем этом ребенок проявляет свои ритмические склонности и развивает ритмические способности. Играющий ребенок бессознательно использует основные ритмические величины (четверти, восьмые). Педагог музыки может хорошо использовать ритмичность детей и построить на э ...
Инновационные процессы в образовании. Авторские школы. Характеристика 1 на
выбор студента
Нововведения, или инновации, характерны для любой профессиональной деятельности человека. Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося. Необходимость в ин ...
Основные принципы системы развивающего обучения
учебная инициатива младший школьник задача В последнее десятилетие теоретики и практики отечественного образования все больше внимания уделяют проблемам развивающего обучения. Им посвящены научные труды, их стремятся решать с помощью различных учебников и методических пособий. Вопросы интеллектуаль ...