В диагностике творческих способностей, проводимой по методике В. Кудрявцева и В. Синельникова, описанной в первом параграфе данной главы, приняли участие 25 детей старшей группы (2 отсутствовали по уважительной причине.
После проведенной работы был повторно проведен анализ.
Результаты показали, что интерес детей к данной теме возрос, умения и навыки укрепились, развиваются творческие начала.
Развитие реализма воображения у 10% детей находится на низком уровне, у 52% детей – среднем, у 38% - на высоком; развитие такой способности как надситуативно-преобразовательный характер творческих решений у 24% детей - на низком уровне, у 31% - на среднем уровне, и 45% - на высоком; способность видеть целое раньше частей у 18% детей развита на среднем уровне и у 82% детей на высоком.
Игры помогают развитию ребенка, дети становятся взрослее, ответственнее, они всегда заняты творчеством. Интерес к народным играм у детей большой, так как им дают возможность самореализоваться в игре.
Результаты диагностики универсальных творческих способностей дошкольников представлены на рисунках 4-6.
Вывод: мы добились результатов, развитие реализма воображения у детей на низком уровне сократилось на 51%, на среднем увеличилось на 14%, на высоком увеличилось на 38%; развитие такой способности как надситуативно-преобразовательный характер творческих решений на низком уровне сократилось на 30%, на среднем уровне увеличилось на 23%, на высоком на 7%; способность видеть целое раньше частей на среднем уровне сократилось у 12% детей и на высоком у 12% детей увеличилось.
В ходе опытно-экспериментальной работы мы пришли к выводу, что занятия с использованием народных игр могут выступать дополнительным средством активного развития детей.
Установили, что до проведения эксперимента ребенок не осознает, использование народных игр, которые развивали бы его. После проведенного эксперимента дети уже понимают, что у них развился интерес к народным играм. Они научились думать, у них появился познавательный интерес, который выражается в стремлении познавать новое, выяснять непонятное в качествах, свойствах предметов, явлений действительности, в желании вникнуть в их сущность, найти имеющиеся между ними связи и отношения. Известно, что знания сами по себе не обеспечивают полноты умственного развития. Основу умственного воспитания, развития мышления составляет ознакомление с окружающим, в процессе которого дети усваивают разнообразные знания. Народные игры в детском дошкольном учреждении приносят положительные результаты в творческом развитии детей дошкольного возраста.
Результаты диагностирования показывают, что у многих детей надо развивать такую творческую способность как надситуативно-преобразовательный характер творческих решений. Для развития этой способности перед детьми необходимо ставить различные проблемные ситуации, решая которые, они должны не просто выбрать оптимальную из предложенных альтернатив, а на основе преобразования исходных средств создать свою альтернативу. Взрослые должны всячески поощрять творческий подход детей к решению любой проблемы.
Развитие рассматриваемой способности тесно связано с формированием диалектичности мышления. Поэтому игры и упражнения на формирование диалектичности мышления могут быть использованы для развития разбираемой способности.
Результаты диагностики творческого потенциала детей выявили хорошее развитие способности видеть целое раньше частей. И этот результат закономерен, т.к. одной из особенностей детского мировосприятия является его целостность, ребенок всегда видит целое раньше частей. Однако очень скоро дети теряют эту способность, потому что традиционная методика дошкольного воспитания входит в противоречие с этим объективным законом познания. Так как при изучении какого-либо предмета или явления воспитателю предписывается сначала обращать внимание детей на его отдельные внешние признаки и лишь затем раскрывать его целостный образ. Однако форсирование аналитической тенденции в познавательном развитии дошкольников может приводить к существенному снижению их творческих способностей. Имеются данные, что страхи и другие негативные переживания у аффективных детей напрямую связаны с их неумением видеть целое раньше частей, т.е. улавливать в отдельных событиях смысл, задаваемый контекстом целостной ситуации.
Отсюда вытекает необходимость развития у дошкольников системности мышления.
Говоря о проблеме творческих способностей детей, нам бы хотелось подчеркнуть, что их эффективное развитие возможно лишь при совместных усилиях как со стороны воспитателей дошкольных учреждений, так и со стороны семьи. К сожалению, педагоги жалуются на отсутствие должной поддержки со стороны родителей, тем более, если это касается педагогики творчества.
Прочие статьи:
Дидактическая игра как метод пропедевтической работы с детьми 5-6 лет с ОНР
Дидактические игры - специально создаваемые или приспособленные для целей обучения игры. Системы Д.и. впервые разработаны для дошкольного воспитания Ф. Фребелем и М. Монтессори, для начального обучения - О. Декроли. В отечественной педагогической практике в 1940-50-е гг. Д.и. рассматривались преиму ...
Необходимость работы по правовому воспитанию
В школьные годы учащиеся должны хорошо знать законодательные акты, которые им адресованы. Имеется в виду Конституция России, законодательство об ответственности несовершеннолетних за нарушение правопорядка. Эти правила переплетаются со следующими требованиями нравственного поведения: выполнять сове ...
Сущность воспитательной системы. Закономерности развития воспитательных
систем
Воспитательная система – упорядоченная совокупность компонентов воспитательного процесса (целей, субъектов воспитания, их деятельности, отношений, освоенной среды), взаимодействие и интеграция к-ых обуславливает наличие у ОУ способности целенаправленно и эффективно содействовать развитию личности р ...