Отношение к урокам физической культуры сказывается и на их посещаемости: неудовлетворенные чаще пропускают уроки без уважительной причины. Все это в совокупности приводит к тому, что у неудовлетворенных больше удовлетворительных отметок и меньше отличных и хороших отметок, чем у удовлетворенных. Таким образом, страдает конечный результат обучения, находящий отражение в отметках. Поэтому задачей учителя физической культуры является следить за удовлетворенность учащихся уроками, использовать все педагогические средства и формы проведения занятий, чтобы она не снижалась.
Следует обращать внимание на стиль руководства учащимися. Авторитарный стиль учителя не приемлют большинство учащихся, особенно девочки. Лучше пользоваться демократическим стилем.
Удовлетворенность содержанием урока зависит от его эмоциональности. В младших классах – это переживание положительных эмоций (радость от развлечения на уроке физкультуры, от движений, испытываемого в игре азарта), выражено сильнее, чем в старших классах. В старших классах школьники испытывают слабое эмоциональное удовлетворение, что, очевидно, особенно отрицательно влияет на отношение к уроку девочек (мальчики более нацелены на результат) упражнения – физическое развитие, поэтому эмоциональная сторона урока у них стоит на втором плане.
К оценке удовлетворенности и неудовлетворенности нельзя подходить однозначно: раз имеется удовлетворенность, то это стимулирует активность учащегося, а если имеется неудовлетворенность, то она снижает активность. Все зависит от конкретной личности, целей, которые она перед собой ставит, и условий, в которых личность оказывается. Удовлетворенность может приводить и к снижению активности вследствие самоуспокоенности учащегося, «почивания на лаврах». С другой стороны, неудовлетворенность достигаемым уровнем физического развития, спортивными результатами может стимулировать активность, заставлять учащегося проявлять настойчивость. Правда, это стимулирование прекратится, как только учащийся почувствует бесперспективность в достижении поставленной цели.
Очевидно, наиболее серьезное значение учителю физкультуры следует придавать удовлетворенности учащихся взаимоотношениями с ним: ведь от этого зависит и отношение, учащегося к предмету «физическая культура», и пробуждение интереса к физической культуре и спорту вообще (поскольку учитель физкультуры является полномочным представителем в глазах школьника этой сферы общественной деятельности), и авторитет учителя в глазах учащегося. По данным Е.Н. Писанниковой, школьники, удовлетворенные взаимоотношениями с учителем физкультуры, по-разному смотрят на учителя по сравнению со школьниками, неудовлетворенными этими отношениями. Последние чаще (а в средних классах – все) недовольны замечаниями учителя на уроке, считают, что руководит он только авторитарно, слишком строг (чаще – в средних классах). Ими же реже отмечаются такие качества учителя, как сдержанность и спокойствие, любовь к детям, к спорту. В старших классах около половины мальчиков и четверть девочек, не удовлетворенных отношениями с учителем физкультуры, вообще не видят положительных качеств у учителя. Ясно, что при таком отношении к нему нечего ждать от школьников проявления ими высокой активности на уроке физической культуры .
Немалое значение в отношении школьников к физической культуре играют и биологические факторы, роль которых мы рассмотрим далее.
Прочие статьи:
Классификация основных направлений профориентационной работы
Ключевыми для определения содержания профориентационной работы являются ее цели. В качестве идеальной цели профориентационной работы Пряжников выделяет активизацию субъекта самоопределения. Однако существуют и другие цели. В соответствии с ними выделяются концептуальные уровни помощи человеку в про ...
Изучение развития речевой моторики у старших дошкольников
Опытно-экспериментальная работа осуществлялась на базе МДОУ II категории №28 в старшей группе. Группу посещают 19 детей, 8 из них, имеют речевые нарушения и посещают занятия логопеда на логопедическом пункте они и составили экспериментальную группу. В контрольную группу вошло также 8 детей из парал ...
Практическое изучение деятельности педагога-психолога по коррекции нарушений
социального развития дошкольников с ЗПР
Изучив и проанализировав научную литературу по заявленной теме, выделив особенности социального развития детей дошкольного возраста с ЗПР, приступили к практической части исследования. Выявление особенностей процесса социального развития детей с ЗПР осуществлялось на базе детского сада компенсирующ ...