Типичная проблема речи дошкольника - бедность речи, недостаточный словарный запас; речь дошкольников бедна отвлечённой лексикой: словами, обозначающими цвет; словами, выражающими оценку; эмоционально-окрашенной и образно-выразительной лексикой; синонимами. Объективную трудность составляет описание различных пластов лексики, которой владеет ребёнок, выявление соотношения между активным и пассивным словарём ребёнка, выявление системных связей, существующих в языковом сознании детей.
1. Словарная работа органически связана со всеми видами работы по развитию связной речи: обогащения и активизации словаря, формирования грамматического строя речи, воспитания звуковой культуры речи и является лишь одним из аспектов многогранного целого.
2. В процессе правильно построенной и систематической словарной работы ребенок накапливает необходимый запас слов, постепенно овладевает способами выражения в слове определенного содержания и в конечном итоге приобретает умение выражать свои мысли наиболее точно и полно.
3. Работа по формированию активного словаря должна осуществлять именно комплексное воздействие на речевое развитие старших дошкольников с учетом значимости ключевых аспектов работы по развитию речи: при проведении лексической работы обращается внимание на лексическое и грамматическое значение слова; обязательно надо упражнять детей в словоизменении и словообразовании.
4. Для того чтобы ребенок пользовался предложениями в повседневной жизни, надо специально обучать его много говорить, рассказывать, высказывать свое мнение, заучивать стихи, загадки, пословицы.
5. Для формирования связной речи надо много беседовать с детьми, разнообразить их жизнь, насыщать новыми впечатлениями, сведениями о разных сторонах окружающей действительности и уделять время для специальных занятий. Только так словарь детей будет активизироваться и расширяться, создавая прочную базу для общения.
6. Дошкольная педагогика рассматривает развитие словаря у детей как одну из наиболее важных задач развития речи. Развитие активного словаря детей посредством дидактической игры будет достаточно эффективным, так как дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью.
7. Использование различных видов дидактических игр, словесных, настольно-печатных и игр с наглядным материалом в развитии активного словаря старших дошкольников влияет не только на развитии речи старших дошкольников и активного словаря в частности, но и обеспечивает полноценное, гармоничное и всестороннее развитие личности старших дошкольников, формируя такие ценные личностные качества, как самостоятельность, умение доказывать свою точку зрения и др.
8. Дидактическая игра является важнейшим средством развития и обогащения активного словаря детей старшего дошкольного возраста, что подтверждает нашу гипотезу.
Данная работа посвящена теме: «Дидактическая игра как средство развития активного словаря детей старшего дошкольного возраста».
Прочие статьи:
Тематический принцип создания банка
изображений
Одним из возможных путей собирания и систематизации изображений для занятий по ИЯ является тематический принцип: все изображения собираются в одной тематической папке, по возможности пронумеровываются, составляется их перечень, который наклеивается на оборотную сторону папки. Приведем пример возмож ...
Проект "Развитие мышление детей старшего дошкольного
возраста"
Обоснование проекта: Необходимость развития мышления у детей старшего дошкольного возраста в первую очередь обусловлена тем, что дети готовятся к поступлению в школу. Уже с первого класса они начнут изучать сложную для них школьную программу, в которую включены начальные элементы логики, и детям с ...
Методика и организация исследования подвижных игр на физическое воспитание младших
школьников
В работе использованы следующие методы иcследования: 1. анализ научно-методической литературы 2. анкетирование 3. педагогическое наблюдение 4. изучение состояния осанки у детей 5. обработка данных экспериментально-исследовательской работы Анализ научно-методической литературы способствовал обоснова ...