Отправной точкой коррекционной программы является комплексное обследование педиатра, воспитателя, психолога, логопеда, дефектолога, рефлексотерапевта. Это служит базисом для организации командной работы этих специалистов. Благодаря ее преемственности снижается тяжесть социальной дезадаптации ребенка путем высвобождения имеющихся интеллектуальных ресурсов и других сохранных функций.
I этап – медицинское обследование
Этап рассчитан на 1 неделю
Задачи:
Изучение анамнестических данных.
• Обследование психического и физического здоровья ребенка.
• Выявление этиологии речевых нарушений и нарушений развития.
При обследовании используются методы электропунктурной диагностики, консультации узких специалистов и т.д.
II этап – психолого-педагогическая диагностика
Этап рассчитан на 2 недели.
Задачи
• Изучение особенностей социальной коммуникации ребенка.
• Логопедическое обследование (см. приложение 3).
• Дефектологическое обследование.
• Психологическое обследование.
• Построение концепции реабилитации ребенка.
В основе диагностической работы логопедов и дефектологов лежит методика Е.А. Стребелевой, а также методики, созданные специалистами лаборатории психического развития дошкольников Психологического института РАО.
Немаловажным при решении поставленных задач является поиск сильных сторон, на базе которых можно выстроить концепцию реабилитации ребенка раннего возраста.
III этап – разработка образовательного маршрута.
Этап рассчитан на 1 неделю.
Задачи
Создание перспективного плана воспитательного блока для адаптации детей к новым условиям.
• Разработка перспективного плана коррекционного блока с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.
IV этап – коррекционно-развивающая работа
Этап рассчитан на 27 недель.
Задачи:
Формирование сенсорных навыков.
• Развитие психических процессов (внимания, памяти, мышления).
• Развитие речи и коммуникативных способностей.
• Формирование навыков игровой деятельности.
• Развитие мелкой моторики.
• Формирование элементов продуктивных видов деятельности.
• Развитие социальных навыков.
Основными принципами при решении данных задач стали:
- положение Л.С. Выготского о ведущей роли обучения в психическом развитии. Обучение не достигнет положительных результатов, если не будет опираться на деятельность самого ребенка, поэтому главное место в программе занимают практические задания;
- системный подход к решению поставленных задач;
- комплексный подход к работе, включающий в себя формирование всех сторон личности ребенка (психических процессов, речи, моторных функций, эмоционально-коммуникативных навыков и пр.)
Максимальное использование сохранных функций служит отправной точкой для проведения коррекционной работы. Развивая их особыми методами, как бы гипертрофируя и приспособляя к выполнению качественно новых действий, можно добиться значительных успехов в восстановлении ослабленных или утраченных функций.
Обязательные условия организации коррекционной работы:
- добровольное участие в ней семьи;
- проведение занятий в специально оборудованном пространстве (подобранные развивающие и безопасные игрушки, материалы);
- создание нужной (семейной) обстановки для свободного самовыражения детей, придания им уверенности в своих силах;
- обогащение связей и общения ребенка с близкими, друзьями и др.;
- регулярность занятий.
Родители являются непосредственными участниками коррекционной работы. Они получают образцы взаимодействия с ребенком, учатся понимать особенности его поведения, овладевают методическими приемами формирования специфических умений и навыков, реальной оценки уровня развития ребенка и его возможностей.
V этап – психолого-педагогическое тестирование
Этап рассчитан на 1 неделю.
Задачи:
• Логопедическое тестирование.
• Дефектологическое тестирование.
• Психологическое тестирование.
VI этап – итоговый
Этап заключается в сопровождении ребенка.
Максимальное использование сохранных функций служит отправной точкой для проведения коррекционной работы. Развивая их особыми методами.
Протокол обследования
Дата обследования _
Данные о ребенке
1. ФИО _
2. Число, месяц, год рождения _
3. Домашний адрес _
4. Откуда прибыл (из семьи, детсада) _
5. ФИО родителей, их возраст, образование, профессия
Мать _
Прочие статьи:
Проявления коммуникативно-педагогических
ошибок учителей во взаимоотношении с младшими школьниками
Человеку свойственно ошибаться, однако не следует чрезмерно опасаться возможных ошибок, ведь от них не застрахованы даже опытные педагоги. Когда школьный учитель впервые входит в класс, для него многое неожиданно. Но хотя новая окружающая его обстановка порой полна неясностей, решения он должен при ...
Психолого-педагогическая характеристика учащихся младшего подросткового
возраста в процессе развития самостоятельности
В теоретическом анализе исследования процесса организации самостоятельной работы учащихся важно выделить психолого – педагогическую характеристику младшего подросткового возраста в процессе развития самостоятельности. Подростковый возраст – период жизни человека от детства до юности в традиционной ...
Структура профессиональной компетентности педагога
Структура профессиональной компетентности учителя может быть раскрыта через педагогические умения. Модель профессиональной готовности целесообразно строить от наиболее общих к частным умениям. Таким наиболее общим умением является умение педагогически мыслить и действовать, теснейшим образом связан ...