Для определения эффективности проделанной нами работы на формирующем этапе эксперимента был использован следующий диагностический материал.
Задание 1.
Перед каждым ребенком положили 2 листа бумаги. На одном с нарисованы в ряд кружочки, на другом изображены семена.
Экспериментатор:
Это болотце с кочками, по которым будут скакать лягушки. Лягушонок (он перед вами) должен прискакать на седьмую кочку и остаться на ней. Подумайте, как надо считать, чтобы лягушонок попал на седьмую кочку.
Экспериментатор: Подвиньте листочки, на которых нарисованы семена. Самые первые ростки появились из четвертого и шестого семени. Нарисуйте на этих семенах ростки.
Задание 2 – установление связей и отношений между числами натурального ряда.
Экспериментатор. Сейчас поиграем в игру «Угадай числа». Я буду называть вам числа, а вы, взяв нужную карточку с цифрами, покажите, какое число больше (меньше) названного на 1 (называются числа 5, 6, 7). Итак:
какое число стоит до 7? после 7? (Дети показывают карточки с цифрами в и 8.) угадайте, какое число больше 5 и меньше 7. (Дети показывают цифру 6.) угадайте, какое число больше 7 и меньше 9. (Дети показывают цифру И.)
Задание 3 – состав числа из двух меньших.
На воротах, сделанных из фанеры, прикрепляется карточка с цифрой. У каждого ребенка имеется 1 карточка с одной из цифр от 1 до 9. В ворота может пройти та пара, у которой в сумме на карточках получается число, какое обозначено цифрой на воротах. Цифры меняются, и соответственно им ребенку каждый раз нужно найти себе в пару другого игрока с цифрой, которая вместе с его карточкой составит сумму, равную указанной на воротах. Каждая пара получает по 2 фишки.
Задание 4 – сохранение дискретных количеств.
Экспериментатор. Все вы, дети, любите играть в шашки. Но сегодня вы будете играть не так, как в настоящей игре. У каждого на столе 2 ряда черных и белых шашек (шашек одинаковое количество, расположены они параллельно). Каких шашек больше (меньше) или их поровну? Если шашек поровну, вы должны поднять квадрат красного цвета, если не поровну, то зеленого цвета. (Дети поднимают красные квадраты.)
Экспериментатор. А теперь поставьте черные шашки в столбик. Каких шашек больше (меньше) или их поровну? (Тем детям, которые поднимают красные квадраты, что означает: шашек поровну, их количество не изменилось, – вручают фишки.)
Задание 5 – счет единиц по мерке, равной нескольким частям, которые физически не объединяются.
Экспериментатор. Дети, вы любите кашу? Чтобы сварить вам на ужин вкусную кашу, повару нужна крупа. Но весы на кухне сломались, и он не смог узнать, сколько взять крупы. Помогите ему: у нас есть полиэтиленовые пакеты, в каждый пакет нужно насыпать по 2 больших бокала крупы.
Дети с удовольствием соглашаются помочь. Экспериментатор сообщает, что имеется, к сожалению, только 1 бокал, но перед каждым стоит маленькая чашка, 2 таких чашки составляют 1 бокал. Он демонстрирует, что в 1 бокал вмещаются 2 маленьких чашки крупы. Дети самостоятельно меряют крупу чашками и отдают мешочки повару. Правильно выполнившим задание члены жюри вручают фишки.
Задание 6 зависимость числа от величины мерки при неизменной величине объекта измерения.
У всех детей имеются одинаковые по длине ленты, но для их измерения воспитанники получают разные мерки.
Экспериментатор. Сколько раз уложилась мерка по длине ленты? Почему получились разные числа? (Дети объясняют.)
Ответы детей оценивались по бальной системе
0 баллов – ребенок не выполнил задание;
1 балл – ребенок выполнил задание частично;
2 балла – ребенок выполнил задание полностью.
Наибольшее количество баллов, которое мог бы набрать ребенок по результатам 6 заданий 12 баллов.
Результаты выполнения заданий в контрольном эксперименте приведены в Приложении 11.
Оценка результатов:
Высокий уровень – 10–12 баллов;
Средний уровень – 5–9 баллов;
Низкий уровень – 0–4 балла.
Сравнивая результаты констатирующего и контрольного этапов эксперимента (Таблица 1) видно, что у большинства детей наметилась положительная тенденции к повышению уровня умения самостоятельно применять полученные на занятиях математические знания в новых условиях.
Таблица 1. Динамика повышения уровня умения самостоятельно применять полученные математические знаний
№ п/п |
Имя ребенка |
Констатриующий эксперимент |
Контрольный эксперимент |
Прирост (в баллах) | ||
Общее кол-во баллов |
Уровень |
Общее кол-во баллов |
Уровень | |||
1 |
Алеша С. |
5 |
С |
8 |
С |
3 |
2 |
Андрей К. |
5 |
С |
9 |
С |
4 |
3 |
Аня М. |
6 |
С |
10 |
В |
4 |
4 |
Вика Д. |
5 |
Н |
8 |
С |
3 |
5 |
Вика К. |
4 |
Н |
7 |
С |
3 |
6 |
Женя Б. |
2 |
Н |
8 |
С |
6 |
7 |
Лена П. |
4 |
Н |
6 |
С |
2 |
8 |
Данил С. |
3 |
Н |
5 |
С |
2 |
9 |
Толик С. |
3 |
Н |
4 |
Н |
1 |
Прочие статьи:
Понятия электронные средства учебного назначения
В начале 80-х годов XX в. К. Сиборг в докладе «Нация в опасности» указал, что базовой целью современного образования в США должна быть подготовка граждан к достижению успехов в информационном веке. Работа с современными техническими средствами порождает новый тип взаимодействия человека и машины, н ...
Воспитательная работа классного руководителя
Классный руководитель – учитель, организующий учебно – воспитательную работу в порученном ему классе. Институт классного руководства сложился очень давно, практически вместе с возникновением учебных заведений. В России до 1917 года эти педагоги назывались классными наставниками, классными дамами. И ...
Использование занимательного математического материала в
непосредственно-образовательной деятельности как средства развития
познавательной активности детей
С детьми экспериментальной группы мы начали проводить занятия, направленные на формирование познавательной активности, с использованием занимательного математического материала. Основными принципами наших занятий были: 1. Эмоциональная вовлеченность взрослого в познавательную деятельность. Только в ...