Исходные теоретические положения и первичные практические разработки для реализации данного подхода можно найти у К.Е. Изарда, в которой подробно описываются, объясняются и иллюстрируются выражения человеческого лица, сопровождающие эмоции гнева, отвращения и презрения.
Так, разгневанный человек, по Изарду, выглядит следующим образом: "мышцы лба сдвигаются внутрь и вниз, создавая нахмуренное и угрожающее выражение глаз, фиксирующихся на объекте гнева. Ноздри расширяются, и крылья носа приподнимаются. Губы раздвигаются и оттягиваются назад, принимая прямоугольную форму и обнажая стиснутые зубы". Примеры - мимика учителя в ситуациях VIII, IX и др.; выражения лица ученика в ситуациях XIV, XVII, XVIII и др.
По нашим наблюдениям, эмоция гнева, как правило, является ведущей для таких вербальных проявлений агрессии, как угроза, защитное оскорбление, враждебное замечание, иногда - категорическое побуждение, грубый отказ.
Словесный портрет презирающего человека будет выглядеть примерно так: "бровь приподнята, лицо вытянуто, голова поднята, как будто человек смотрит на кого-то сверху вниз. В то же время презирающий человек как бы отстраняется, создает расстояние между собой и другим". Примеры - в ситуациях XI (мимика ученика), I (мимика учителя).
У человека, испытывающего отвращение, выражение лица такое, "как будто он подавился или сплевывает. Выражение отвращения включает также подтягивание верхней губы вверх и наморщивание носа, что создает впечатление, как будто глаза косят". Пример - мимика ученика в ситуации XIII.
Кроме того, как можно заметить при визуальном наблюдении за мимикой коммуникантов в ситуации вербальной агрессии, иногда имеют место намеренные мимические движения - кривляние, гримасы - чаще всего с целью досадить собеседнику, оскорбить, унизить его достоинство. Подобные ужимки, гримасы, по нашим данным, свойственны чаще всего дошкольникам и младшим школьникам, реже - учащимся средних классов, и бывают двух видов:
- оскорбляющие личность адресата в целом (например, высунутый язык);
- оскорбляющие адресата через осмеяние каких-либо недостатков его внешности (например, изображение косоглазия путем сдвигания глаз к переносице). Реальные примеры - дразнящие и враждебные гримасы учащихся в адрес одноклассников в ситуациях XIII и XV.
Особую роль в ситуации речевой агрессии играет также взгляд. Так, по движениям глаз коммуникантов иногда можно определить "агрессора" и "жертву" данной ситуации, выявить некоторые коммуникативные установки и намерения участников общения (захват доминирующей позиции, самозащита, повышение или подтверждение самооценки, желание избежать неприятного контакта, намерение "выяснить отношения" и т.п.), прогнозировать развитие речевой ситуации.
Отдельные наблюдения по данному вопросу можно найти у В.А. Лабунской, в частности, сопоставление особенностей зрительного контакта в случае конфронтации и в дружеской ситуации общения. Так, если партнеры-соперники предпочитают сидеть точно напротив друг друга и "держать зрительный контакт", то в приятельской беседе взгляд обоих коммуникантов "как бы скользит по диагонали" , нет жесткого контроля над выражением лица, взгляд более подвижен.
По нашим наблюдениям, человек, стремящийся занять доминирующую позицию и прибегающий для этого к открытой речевой агрессии, четко и относительно неподвижно фиксирует свой взгляд на адресате (ср. выражения "убить взглядом", "испепеляющий взгляд"), старается смотреть прямо в глаза собеседнику, как бы "поймать" его ускользающий взгляд. Яркий пример - в ситуации VI (учитель смотрит на ученика, требуя пересесть на последнюю парту).
Прочие статьи:
Обобщение передового педагогического опыта работы по теме исследования на
материалах периодической печати
С целью изучения опыта работы по теме нашего исследования педагогов и организаторов детского движения мы, помимо прочего, обратились к материалам периодической печати, конкретно к журналу «Воспитание школьников», где обнаружили ряд статей, посвященных вопросам и проблемам деятельности детских и мол ...
Выявление нарушений оптико – пространственных функций у младших школьников
с оптической дисграфией
Экспериментальное изучение проводилось с сентября по декабрь 2004 года на базе общеобразовательной школы № 4 п. Кундур с учащимися 1-2 классов. Исследование проводилось в несколько этапов, констатирующий, формирующий, контрольный в количестве 20 человек. 1 этап констатирующий, цель данного этапа: р ...
Теоретические аспекты формирования активности школьника в обучении
К понятию "теория" педагоги-исследователи подходят с большим уважением и вместе с тем очень осторожно. Это связано с традиционным мышлением ученого, когда он относит к теории только фундаментальные системы знаний. В педагогике же принято считать, что система знаний размыта и часто раствор ...